Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа заплатит за трубу «Газпрома»

Европа заплатит за трубу «Газпрома»

Пять европейских компаний обеспечат 50% финансирования «Северного потока – 2»

Пять европейских компаний предоставят €4,75 млрд на реализацию газопроводного проекта «Северный поток – 2», по $950 млн каждая. При этом единственным акционером проектной компании Nord Stream 2 AG останется «Газпром». По словам экспертов, инвесторы ничем не рискуют — эти деньги вернутся к ним при любом развитии событий.

Западные партнеры «Газпрома» обеспечат 50% финансирования газопроводного проекта «Северный поток – 2». Об этом российский газовый холдинг сообщил в понедельник. Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта, на 100% принадлежит «Газпрому») подписала с французской Engie, австрийской OMV, британо-нидерландской Royal Dutch Shell и германскими Uniper и Wintershall соглашение, по которому каждая из зарубежных компаний вложит в «Северный поток – 2» (СП-2) €950 млн на условиях долгосрочного финансирования.

Общая сумма иностранных инвестиций — €4,75 млрд, половина предполагаемой стоимости СП-2. При этом единственным акционером NS 2 AG останется «Газпром».

Кто предоставит оставшуюся сумму, не сообщается. В «Газпроме» вопрос переадресовали в Nord Stream 2 AG, представитель компании-оператора на запрос о комментарии не ответил.

«Северный поток – 2» — газовая труба мощностью 55 млрд куб. м в год, которая должна быть проложена через Балтийское море до побережья Германии параллельно уже действующему газопроводу «Северный поток – 1» аналогичной мощности. 

СП-2 в первую очередь нужен для снижения зависимости от транзита российского газа через украинскую территорию. Как ранее заявлял Киев, активно выступающий против проекта, его запуск лишит Украину около $2 млрд транзитных доходов в год.

Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности, поясняет, что в реальности европейские партнеры «Газпрома» предоставят не 50% финансирования, а лишь 15%. Еще 15% от общей суммы предоставит российский холдинг.

«Остальные средства — это гарантии под планирующееся привлечение проектного финансирования, которое должно составить 70% от €9,5 млрд», — говорит Гривач.

По словам эксперта, если бы иностранные компании были акционерами NS 2 AG, они бы в дальнейшем получали компенсацию своих вложений через дивиденды, а так получат ее как кредиторы.

Первоначально пять европейских компаний должны были стать акционерами, и в сентябре 2015 года было подписано акционерное соглашение, по которому «Газпром» получал 51% проекта, Engie — 9%, остальные участники — по 10%.

Но против такой модели выступило антимонопольное ведомство Польши, заявив, что сделка может нести угрозу польским потребителям. Партнеры по СП-2 отказались от создания совместного предприятия, но не от проекта.

«Участие в капитале не является единственным способом защиты собственных инвестиций и тем более формой участия в проекте для партнеров «Газпрома», — отмечает юрист адвокатского бюро А2 Екатерина Ващилко. — Один из возможных вариантов участия — привлечение финансирования через эмиссию долговых обязательств с последующей конвертацией их в акции предприятия NS 2 AG. 

То есть де-юре единственным акционером будет «Газпром», но со временем статус совместного предприятия будет возвращен», — поясняет Ващилко.

С «Северным потоком – 2» связаны определенные риски, вызванные неприятием проекта несколькими странами ЕС и, опять-таки, Украиной.

Противники СП-2 считают, что новый газопровод угрожает энергетической безопасности Европы и противоречит стратегии, предполагающей диверсификацию поставок энергоресурсов и снижение зависимости от «Газпрома».

Основные опасения вызваны возможностью запрета со стороны Еврокомиссии на прокладку дополнительной сухопутной инфраструктуры, необходимой для полноценной работы второго «Северного потока».

Аналогичные проблемы, кстати, существуют у СП-1, которому европейская администрация то разрешает использовать дополнительные мощности газопровода OPAL (сухопутное продолжение первого «Северного потока»), то снова запрещает.

«В любом случае, западные партнеры ничем не рискуют, — говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Проект настолько политически важен для Кремля, что отсутствие газопроводов для приема дополнительного объема российского газа на территории Германии не имеет значения». 

Зарубежные партнеры, по словам эксперта, получают гарантии на возвращение всех затрат при любом развитии событий. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 24.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики