Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ГТС Украины можно готовить к похоронам»

«ГТС Украины можно готовить к похоронам»

Предложенный «Газпромом» объем транзита газа не спасет украинскую ГТС

«Газпром» готов рассмотреть возможность сохранения транзита газа через Украину после 2019 года до 15 млрд куб. м, то есть сократив его более чем в пять раз. Формально таким образом Россия выполнит условие, выдвинутое ЕК для одобрения проекта «Северный поток – 2». Но, по словам украинских экспертов, такой объем транзита будет означать фактическую смерть газотранспортной системы Украины.

Транзит российского газа через Украину после 2019 года может быть сохранен, но в значительно меньшем объеме по сравнению с нынешним. Об этом заявил глава газового холдинга Алексей Миллер в интервью Reuters.

«Мы готовы к переговорам, — сказал Миллер. — Однако мы можем говорить о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд кубометров в год для стран, которые граничат с Украиной».

Украинская газотранспортная система позволяет транспортировать до 120 млрд куб. м газа в год. Но в последние годы через ГТС Украины поставляется значительно меньше (связано это в том числе с запуском газопровода «Северный поток» мощностью в 55 млрд куб. м, проходящего через Балтийское море). 

По итогам 2016 года через Украину было поставлено в страны ЕС и Турцию 82,2 млрд куб. м (на 22,5% больше, чем в 2015 году).

Россия ранее неоднократно заявляла, что после 2019 года, когда истечет действующий транзитный контракт, поставки через Украину будут прекращены.

Как раз для того, чтобы поставлять газ в обход Украины, Россия инициировала два газопроводных проекта: «Северный поток – 2» мощностью в 55 млрд куб. м и «Турецкий поток» (его мощность пока не определена: либо одна ветка на 15,75 млрд куб. м, либо две общей мощностью 31,5 млрд куб. м).

Если оба проекта будут реализованы в полном объеме, украинская ГТС будет «осушена».

Но также неоднократно звучали заявления и о возможном продолжении транзита. Причем говорил об этом не только «Газпром». Так, российский президент Владимир Путин в феврале 2017 года заявлял, что транзит может быть сохранен — «в определенном объеме» — и после 2019 года, но лишь при условии, что это будет «экономически целесообразно и надежно».

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков полагает, что в случае транзита до 15 млрд куб. м в год речь может идти как раз о введении в строй второй ветки «Турецкого потока». «Такой вариант будет выгоден странам ЕС, это будет лишней страховкой, снижающей зависимость от поставок через Турцию, с которой у Евросоюза не самые лучшие отношения», — поясняет политолог.

А вот для Украины и такой вариант неприемлем. «Снижение транзита до 15 млрд куб. м будет означать, что ГТС Украины можно готовить к похоронам», — говорит сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

По словам эксперта, при таком объеме для рентабельной работы ГТС придется резко повысить ставку транзитного тарифа, что лишит украинский маршрут остатков привлекательности. 

Кстати, «Газпром» недоволен и действующим тарифом — после того как с начала 2016 года Украина в одностороннем порядке подняла ставку транзита в три раза, российская компания продолжила платить по тарифу, прописанному в контракте. На данный момент тарифный спор решается в Стокгольмском арбитраже.

Оценить точно потери Украины от снижения объема транзита с 82 млрд куб. м до 15 млрд куб. м довольно сложно, так как тариф изменяется в соответствии с объемами прокачки и ценой газа. Но ранее Арсений Яценюк, будучи еще премьер-министром Украины, говорил, что ввод в строй второго «Северного потока» лишит Киев около $2 млрд транзитных доходов в год.

Таким образом, приблизительные потери Украины могут составить около $2,4 млрд.

Существует еще один аспект проблемы: частичное сохранение транзита через Украину является одним из требований Еврокомиссии для одобрения проекта «Северный поток – 2» (СП-2).

«Газпром» демонстрирует Европе, что готов идти на компромисс и что строительство СП-2, вопреки всем обвинениям, не является политическим проектом, призванным задушить украинскую экономику», — говорит Игорь Юшков.

Бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский также считает, что в этой ситуации заявление Миллера следует рассматривать именно как реверанс в сторону Евросоюза. «Россия демонстрирует ЕС, что не бросает Украину», — поясняет Землянский.

Но, по сути, указывает Юшков, такой компромисс является не более чем попыткой переложить ответственность на Украину, которую в любом случае не спасут 15 млрд куб. м транзита, и она будет вынуждена отказаться от предложения.

Ранее сообщалось, что Еврокомиссия требует сохранения по меньшей мере 30 млрд куб. м украинского транзита. Однако Алексей Миллер летом прошлого года говорил, что в этом случае дополнительные затраты «Газпрома» составят $25–43 млрд, так как стоимость доставки газа до Германии по маршруту с Ямала через «Северный поток – 2» в 1,6–2 раза ниже, чем через украинскую ГТС. 

По словам Землянского, и 30 млрд куб. м транзитных поставок в год украинскую ГТС не спасут. «Объем ниже рентабельности, тогда как условно-постоянные затраты остаются», — резюмирует эксперт. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 25.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики