Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «ГТС Украины можно готовить к похоронам»

«ГТС Украины можно готовить к похоронам»

Предложенный «Газпромом» объем транзита газа не спасет украинскую ГТС

«Газпром» готов рассмотреть возможность сохранения транзита газа через Украину после 2019 года до 15 млрд куб. м, то есть сократив его более чем в пять раз. Формально таким образом Россия выполнит условие, выдвинутое ЕК для одобрения проекта «Северный поток – 2». Но, по словам украинских экспертов, такой объем транзита будет означать фактическую смерть газотранспортной системы Украины.

Транзит российского газа через Украину после 2019 года может быть сохранен, но в значительно меньшем объеме по сравнению с нынешним. Об этом заявил глава газового холдинга Алексей Миллер в интервью Reuters.

«Мы готовы к переговорам, — сказал Миллер. — Однако мы можем говорить о гораздо меньших объемах, возможно, около 15 млрд кубометров в год для стран, которые граничат с Украиной».

Украинская газотранспортная система позволяет транспортировать до 120 млрд куб. м газа в год. Но в последние годы через ГТС Украины поставляется значительно меньше (связано это в том числе с запуском газопровода «Северный поток» мощностью в 55 млрд куб. м, проходящего через Балтийское море). 

По итогам 2016 года через Украину было поставлено в страны ЕС и Турцию 82,2 млрд куб. м (на 22,5% больше, чем в 2015 году).

Россия ранее неоднократно заявляла, что после 2019 года, когда истечет действующий транзитный контракт, поставки через Украину будут прекращены.

Как раз для того, чтобы поставлять газ в обход Украины, Россия инициировала два газопроводных проекта: «Северный поток – 2» мощностью в 55 млрд куб. м и «Турецкий поток» (его мощность пока не определена: либо одна ветка на 15,75 млрд куб. м, либо две общей мощностью 31,5 млрд куб. м).

Если оба проекта будут реализованы в полном объеме, украинская ГТС будет «осушена».

Но также неоднократно звучали заявления и о возможном продолжении транзита. Причем говорил об этом не только «Газпром». Так, российский президент Владимир Путин в феврале 2017 года заявлял, что транзит может быть сохранен — «в определенном объеме» — и после 2019 года, но лишь при условии, что это будет «экономически целесообразно и надежно».

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков полагает, что в случае транзита до 15 млрд куб. м в год речь может идти как раз о введении в строй второй ветки «Турецкого потока». «Такой вариант будет выгоден странам ЕС, это будет лишней страховкой, снижающей зависимость от поставок через Турцию, с которой у Евросоюза не самые лучшие отношения», — поясняет политолог.

А вот для Украины и такой вариант неприемлем. «Снижение транзита до 15 млрд куб. м будет означать, что ГТС Украины можно готовить к похоронам», — говорит сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

По словам эксперта, при таком объеме для рентабельной работы ГТС придется резко повысить ставку транзитного тарифа, что лишит украинский маршрут остатков привлекательности. 

Кстати, «Газпром» недоволен и действующим тарифом — после того как с начала 2016 года Украина в одностороннем порядке подняла ставку транзита в три раза, российская компания продолжила платить по тарифу, прописанному в контракте. На данный момент тарифный спор решается в Стокгольмском арбитраже.

Оценить точно потери Украины от снижения объема транзита с 82 млрд куб. м до 15 млрд куб. м довольно сложно, так как тариф изменяется в соответствии с объемами прокачки и ценой газа. Но ранее Арсений Яценюк, будучи еще премьер-министром Украины, говорил, что ввод в строй второго «Северного потока» лишит Киев около $2 млрд транзитных доходов в год.

Таким образом, приблизительные потери Украины могут составить около $2,4 млрд.

Существует еще один аспект проблемы: частичное сохранение транзита через Украину является одним из требований Еврокомиссии для одобрения проекта «Северный поток – 2» (СП-2).

«Газпром» демонстрирует Европе, что готов идти на компромисс и что строительство СП-2, вопреки всем обвинениям, не является политическим проектом, призванным задушить украинскую экономику», — говорит Игорь Юшков.

Бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский также считает, что в этой ситуации заявление Миллера следует рассматривать именно как реверанс в сторону Евросоюза. «Россия демонстрирует ЕС, что не бросает Украину», — поясняет Землянский.

Но, по сути, указывает Юшков, такой компромисс является не более чем попыткой переложить ответственность на Украину, которую в любом случае не спасут 15 млрд куб. м транзита, и она будет вынуждена отказаться от предложения.

Ранее сообщалось, что Еврокомиссия требует сохранения по меньшей мере 30 млрд куб. м украинского транзита. Однако Алексей Миллер летом прошлого года говорил, что в этом случае дополнительные затраты «Газпрома» составят $25–43 млрд, так как стоимость доставки газа до Германии по маршруту с Ямала через «Северный поток – 2» в 1,6–2 раза ниже, чем через украинскую ГТС. 

По словам Землянского, и 30 млрд куб. м транзитных поставок в год украинскую ГТС не спасут. «Объем ниже рентабельности, тогда как условно-постоянные затраты остаются», — резюмирует эксперт. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 25.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики