Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина все ближе к банкротству: что решит суд в споре «Газпрома» и «Нафтогаза»

Украина все ближе к банкротству: что решит суд в споре «Газпрома» и «Нафтогаза»

«Газпром» увеличил сумму претензий к «Нафтогазу» в Стокгольмском арбитражном суде на 5,3 миллиарда долларов. Об этом сообщается в финансовой отчетности российской компании. Что ждет украинскую компанию, если суд удовлетворит иск российской стороны? Выясняло Федеральное агентство новостей.

После всех поправок уточненная сумма требований «Газпрома» к «Нафтогазу Украины» составила свыше 37 миллиардов долларов. Она включает в себя как требования по оплате задолженности за газ, поставленный в мае-июне 2014 года, так и оплату по обязательству «бери или плати» за 2012-2016 год, а также пени за просрочку оплаты.

«Бери или плати» — распространенная форма договоров, которая применяется при поставках крупным покупателям. Поставщик берет на себя обязательство предоставить товар вплоть до максимальных объемов, а покупатель — в любом случае оплатить часть этих объемов. Причем не важно, сколько он закупил на самом деле. Ожидается, что арбитражное решение по этому громкому делу будет принято 30 июня.  

«Здесь все будет зависеть от того, какое решение вынесет Стокгольмский арбитраж. «Газпром» не может просто так подать иск о банкротстве «Нафтогаза». В коммерческом контракте прописано, что все споры решаются именно в суде. И в Стокгольме до июня должны вынести решение. Может, сроки затянутся, но все прения прошли, все аргументы были выдвинуты и выслушаны. Суд удалился на совещание. Получается, что иски взаимные, они все время обоюдно увеличиваются. Со стороны «Газпрома» хотя бы понятно почему: в контракте прописано, что Киев не соблюдает условие «бери или плати». Если Украина физически не выбирает определенные объемы газа, то все равно должна оплачивать 80% от их стоимости», — комментирует специально для ФАН преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Поэтому в начале года «Газпром» направил «Нафтогазу» счет в размере 5,319 миллиарда долларов — на оплату топлива, которое оказалось не выбрано украинской компанией во втором-четвертом кварталах 2016 года.

«Киев этого не делает — потому каждый квартал «Газпром» доначисляет штрафы. 37 миллиардов — очень большие деньги. Даже если вычесть требования «Нафтогаза» к «Газпрому» из российских требований, останется такая большая сумма, что на Украине явно не смогут ее выплатить. Плюс если эти обязательства перейдут к собственнику «Нафтогаза» (то есть украинскому государству), то сумма долга окажется больше годового бюджета Украины. Киев тоже не сможет ее выплатить. Здесь и кроется основная суть совещания в Стокгольме. Если судьи вынесут решение в пользу «Газпрома» хотя бы частично, то это приведет к банкротству целой страны. И все кредиты, выданные валютным фондом, европейцами и американцами, пойдут насмарку. И тут вопрос скорее смещается в политическую плоскость», — продолжает эксперт ФАН.

«Газпром» и «Нафтогаз» судятся в Стокгольмском арбитраже с июня 2014 года. Предметом исков являются как контракты на поставку газа из России на Украину, так и транзит через территорию Украины от 2009 года. Украинская сторона требует от «Газпрома» изменения цены в меньшую сторону, возмещения переплат за газ и транзитные ставки. Также украинская компания настаивает на отмене запрета перепродажи газа.

«Не удовлетворить требования «Газпрома» в Стокгольме тоже не могут. Это подорвет доверие к Стокгольмскому арбитражу как таковому. Вот они и стараются и Украину совсем не добить, и претензии российской стороны удовлетворить. Но найти компромиссное решение будет сложно. Какое не прими — все равно «Нафтогаз» банкрот, а Украина не сможет расплатиться за него. Они уже сами это признают и думают, что делать. Никакого бравурного шапкозакидательства у них нет, как было в самом начале судебного разбирательства», — добавляет Юшков.

Несколько дней назад о «Газпроме», но совсем по другой теме, писали «Известия». В издании утверждали, что месторождения углеводородов на Ямале и полуострове Гыдан, принадлежащие компании, хочет выкупить компания «Новатэк». Монетизировать ресурсы планируется с помощью строительства новых СПГ-заводов. Что позволит добиться эффекта для экономики в скорые сроки от запасов, которые не разрабатываются сегодня. В Минэнерго подтвердили, что изучают предложения по покупке и дадут ответ в самое ближайшее время.  

Автор: Дмитрий Пятов

Источник: ФАН, 27.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики