Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему торговля бензином стала нерентабельной

Почему торговля бензином стала нерентабельной

Экономист Александр Пасечник — о том, что происходит на российском топливном рынке

Положение дел на российском рынке бензинов вызывает всё больше вопросов. Рассуждения нефтяников об убыточности нефтеперерабатывающего комплекса, похоже, начали находить отражение в переформатировании их реальных стратегий развития. 

К примеру, весенние слухи о продаже трети или даже всей розничной сети одной из крупнейших компаний страны из-за нерентабельности заправочного бизнеса, похоже, дошли до Кремля. Вероятно, окружение Владимира Путина проинформировало его о предпосылках возможной дестабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива из-за готовящегося серьезного отраслевого передела в секторе. Тем более что национальный розничный рынок автомобильного горючего и без того централизован, а в целом ему присущи все признаки олигополии — одной из форм несовершенной конкуренции, в которой доминирует несколько игроков.

Очевидно, президент РФ счел нужным лично понять, насколько реален ход событий с «движением активов» и в чем причина проработки таких комбинаций частной нефтекомпанией. 

Сделка же, безусловно, ожидалась крупная, резонансная для отрасли; но в то же время с позиций власти она несвоевременная по ряду причин, да и не нужная. Видимо, поэтому главу крупнейшего частного нефтехолдинга и пригласили на прием к главе государства.

Ее главный итог — отказ концерна «Лукойл» от плана продавать свою сеть АЗС. Хотя официально прозвучало следующее объяснение Вагита Алекперова главе государства: «Разрабатывая стратегию на десять лет, наши стратеги сделали предложение по продаже розничной сети. Однако правление не согласилось с таким сценарием». 

Очевидно, что Владимир Путин своим непосредственным вниманием к проблеме развития автозаправочного бизнеса в России снизил системные риски в сегменте, который и без того переживает не самые лучшие времена из-за налогового маневра и роста акцизов.

Кроме того, замечу, что шоки в топливной рознице не нужны властям и перед президентскими выборами, намеченными на следующий год. Это социально значимая сфера, и отсюда к ней столь высокое во всех смыслах внимание. 

Справедливо сказать, что нефтепереработка сегодня и вправду сильно потеряла в привлекательности — это уже не столь прибыльный бизнес для производителей, как было несколько лет назад. Сектор сейчас пребывает под гнетом налогового маневра — принятые фискальные перемены, как оказалось, деструктивны для производителей бензинов. Губительна лепта и от «акцизных» волн 2016 года с индексацией ставок — январской и апрельской. 

Конечно, в ответ нефтяники попытались поискать компенсацию своих потерь в той же рознице — в основном за счет роста цен на заправках и развития сопутствующих сетей мини-маркетов на автозаправочных комплексах. Однако непрофильная торговля в кризис себя не оправдывает и не дает должной прибавки в марже.

В «лобовую» отыграться на потребителях не позволили нефтяникам регуляторы. Здесь руки у олигополистов связаны — надзор вроде как проявляет жесткость — ФАС постоянно предупреждает, что цены на автомобильное топливо допустимо индексировать в текущем году на уровень не выше инфляции, которая по ожиданиям финансово-экономического блока правительства РФ не уйдет за рамки 4–5%. При нарушении регламента предусмотрены административные санкции в виде крупных оборотных штрафов. Но также вероятны и уголовные дела — при доказанности рецидива картельного сговора действующее законодательство теперь предусматривает и реальные сроки заключения.

Но на поверку сдерживающее влияние ФАС посредственно, ведь цены на заправках всё равно перманентно растут. И даже когда в 2016 году баррель на мировых биржах стоил около $30, соответствующего «отыгрыша» в рознице вниз не было — тогда нефтяники нашли удобную отговорку, что якобы сырьевая составляющая в формировании цены на топливо не приоритет, а всё дело в пресловутых налогах и акцизах. При восстановлении же конъюнктуры на сырьевых мировых площадках нефтяники «прозревают», прямо связывая рост розничных цен на бензины с динамикой барреля.  

Утверждать, что внутренний рынок бензинов на самом деле убыточен и бесперспективен — все-таки заблуждение. Разве сейчас идет речь о массовой распродаже бензоколонок? Недавний «одинокий тест» с попыткой продать сетевой бизнес — это вовсе не актуальный кейс, который отражает реальное положение дел в сегменте розничной продажи бензинов. Вопрос, думаю, целесообразней ставить о норме прибыли — продавцы традиционно зарабатывали  больше. А теперь их доходы от бензиновой розницы заметно оскудели. Тем более что спрос на топливо тоже пока сдержан неблагополучной фазой, которую проходит национальная экономика, — но стагнация не вечна и период восстановления не за горами. О нерентабельности автотопливного бизнеса в РФ говорить преждевременно и по системному  критерию: высокий уровень монополизации в отрасли сохраняется, и поэтому убыточности здесь не может быть априори. А при грамотном управлении можно не сетовать на проблемы, а достигать стабильности. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Известия, 27.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики