Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Получилось мягко: ЕС берет поставки российского газа под контроль

Получилось мягко: ЕС берет поставки российского газа под контроль

Брюссель обяжет европейские компании сообщать об условиях крупных газовых контрактов регуляторам своих стран. Такое изменение в нормы ЕС по энергобезопасности согласовали Совет ЕС и Европарламент, сообщает пресс-служба Совета ЕС.

Всего в нормы планируют внести три дополнения. Первое — Еврокомиссия поддержит страны, в которых возможен газовый кризис, в подготовке обязательных планов по предотвращению его и действиям в чрезвычайной ситуации. Второе — если страна-член ЕС не может самостоятельно разрешить газовый кризис, она может рассчитывать на помощь европейских государств-поставщиков и выбрать лучший вариант. Третье — газовые компании обязаны будут предоставлять информацию о контрактах национальным регуляторам, если они обеспечивают более 28% годового потребления в стране. Частные компании должны будут лишь предоставлять детали документов. Однако, если регулятор сообщит о контракте в Еврокомиссию и та посчитает необходимым, то газовые компании обяжут раскрыть ключевые положения.

«Мы достигли значительного прогресса по укреплению энергобезопасности, что является главной целью создания Энергосоюза. Новые правила построены на принципах солидарности и взаимодействия между странами — членами ЕС. Европа становится лучше оснащена для противодействия будущим кризисам», — заявил, как передает агентство ТАСС, замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович. Он ничего не сказал о контрактах на поставку российского газа в Европу, хотя, в первую очередь, новвоведения должны были установить контроль именно за ними. В прошлом году доля газа из России в потреблении ЕС превысила треть. Как считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач, итоговый документ, который еще должен быть официально утвержден Советом Европы и Европарламентом, получился не такой жесткий, как предполагался ранее.

«Неужели вы думаете, что какие-то компании заключали крупные газовые контракты (а речь идет об уведомлении о заключении контракта, обеспечивающего свыше 28% годового потребления в конкретной стране) без ведома властей своей страны? Такие контракты у „Газпрома“ есть только с европейскими госкомпаниями или с компаниями со значительным государственным влиянием, — говорит эксперт. — Поэтому я не вижу больших проблем. Еврокомиссия добилась небольшой моральной компенсации, проиграв битву, где они хотели поставить под контроль заключение долгосрочных газовых контрактов».

Действительно, ранее в Брюсселе предлагали, чтобы детали газовых контрактов с поставщиками из третьих стран длительностью более года вне зависимости от объемов передавались не только национальным регуляторам, но и в Еврокомиссию. Речь шла и о цене на газ. И если в Брюсселе посчитали бы, что контракт нарушает европейское законодательство, то Еврокомиссия могла его оспорить. Более того, страны-члены ЕС хотели обязать готовить и вести переговоры по любым контрактам с третьими странами о купле-продаже газа и строительстве и управлении энергетической инфраструктурой только при участии Еврокомиссии.

Нынешние же дополнения, которые согласовали Совет ЕС и Европарламент, куда мягче.

Источник: EADaily, 28.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики