Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: От общего рынка газа ЕАЭС выиграют Белоруссия и Армения

Игорь Юшков: От общего рынка газа ЕАЭС выиграют Белоруссия и Армения

Консультативный комитет по нефти и газу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил программу формирования общего рынка газа в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Что это значит для стран ЕАЭС, где лишь два государства — Россия и Казахстан — добывают собственный газ. Насколько экономики других стран ЕАЭС, Армении, Белоруссии и Кыргызстана, зависят от импортного «голубого топлива» и принесет ли им общий газовый рынок ЕАЭС снижение цен. Корреспондент EADaily побеседовал с ведущим экспертом российского Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и экспертом Финансового университета при правительстве России Игорем Юшковым.

— Что принесет общий рынок газа странам ЕАЭС? Лишь два государства союза добывают «голубое топливо».

— Действительно, страны подходят к началу интеграции газовых рынков в различном состоянии. Только Россия и Казахстан являются экспортерами газа, другие страны ЕАЭС его импортируют. И проект интеграции газовых рынков экономически не очень-то и выгоден России. В рамках создания единого рынка предполагается унифицировать тарифы на газ, а также создать систему свободного перетока газа между странами. В настоящее время же, например, цены на газ в Белоруссии и Армении выше, чем в России. И наибольшую выгоду получат Белоруссия, Армения и Кыргызстан, т. е. страны-импортеры газа. Но так как выстраивание единого газового рынка является неотъемлемым, если не главным, элементом всего интеграционного проекта ЕАЭС, российское руководство готово идти на риски.

Казахстан в этой ситуации сможет даже выгодно разыграть собственную партию: экспортировать больше собственного газа в Китай, закупая российское сырье для внутреннего потребления. России это не выгодно, так как «Газпром» сам ведет переговоры о поставках западно-сибирского газа в КНР по западному маршруту. То есть в данном проекте Россия конкурирует с центрально-азиатскими экспортерами.

— Принесет ли общий рынок газа ЕАЭС снижение цен для стран-импортеров?

— Создание единого рынка газа, вероятно, приведет к снижению цен для Армении и Белоруссии. Альтернативным вариантом был бы рост цен на российском и казахском рынках, чтобы унифицировать тарифы. А пойти на стремительный рост цен на газ российские власти не могут, так как это приведет к социальной напряженности.

В чем еще выиграют страны-импортеры, так от усиления конкуренции между поставщиками. Единый рынок газа подразумевает свободный транзит газа между странами ЕАЭС. А это значит, например, что Белоруссия или Армения смогут закупать газ у Казахстана, а Россия обязана будет прокачать этот газ по своей территории до потребителя.

— Насколько страны ЕАЭС зависят от российского газа?

— Фактически, Армения и Белоруссия получают весь газ из России. В 2016 году Армения импортировала из России 1, 864 млрд. кубометров газа (367 млн. кубометров она получила из Ирана в обмен на электроэнергию — прим. ред.), а Белоруссия — 18,640 млрд. Кыргызстан получает узбекский газ, но поставляет его «Газпром». Сегодня эта центрально-азиатская страна потребляет очень мало газа — около 300 млн. кубометров, но «Газпром» рассчитывает нарастить объемы, так как стал собственником киргизской газотранспортной системы. 

— Что может помешать формированию общего рынка газа?

— Я уже сказал о том, что Казахстан может увеличить экспорт собственного газа, а для внутреннего рынка закупать российский. Поэтому странам нужно будет решить, как создавать единый рынок, чтобы им никто не злоупотреблял и не ущемлялись интересы отдельных членов ЕАЭС. Еще одна проблема — в странах ЕАЭС действуют разные правила регулирования газового рынка. В Белоруссии существует единая монополия и фактически ручное управление отраслью. Например, тарифы на газ устанавливает государство. В России тарифы также устанавливает государство, но есть и газовая биржа. Кроме того, если на российском внутреннем рынке существует жесткая конкуренция, ее ведут «Газпром», «Роснефть» и НОВАТЭК, то экспорт трубопроводами разрешен только «Газпрому». Поэтому в связи с формированием общего рынка газа возникает вопрос: будет ли поставка газа, например, из России в Белоруссию или Армению считаться экспортом или нет. Все эти моменты еще предстоит согласовать как между странами ЕАЭС, так и в самой России.

— Смягчит ли общий газовый рынок последствия энергетической блокады Армении со стороны Азербайджана и Турции?

— Для Армении важно сохранить рабочие отношения России и Грузии, через которую проходит транзитный газопровод. Еще один ключевой вопрос для Армении — цена на российский газ. Естественно, что при создании газового рынка Армении будет выгодно получать газ по более низкой цене.

— Сможет ли общий газовый рынок повлиять на формирование энергетического коридора Север-Юг (Иран-Армения-Грузия-Россия)?

— Я не совсем понимаю смысл данного коридора. Если мы говорим о газе, то Иран является конкурентом России на рынке «голубого топлива». Да, Армения и Грузия могут быть заинтересованы в получении газа из Ирана. Но только в том случае, если он будет дешевле российского. А этого явно не будет. Тегеран уже сейчас судится с рядом потребителей по вопросу цены. Иран не хочет продавать свое сырье дешево, так как ему нужны деньги на развитие газотранспортной системы (он закупает газ в Туркменистане, чтобы обеспечить северо-восточные районы страны), разработку месторождений, ведение военных действий в Сирии и Йемене и т. д.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян

Источник: EADaily, 28.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики