Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники хотят избавиться от акциза на бензин

Нефтяники хотят избавиться от акциза на бензин

Вопрос о переносе уплаты платежа с НПЗ на АЗС вновь обсуждается в правительстве

Российские нефтяные компании лоббируют еще один налоговый маневр. Они предлагают перенести уплату акциза на топливо на владельцев автозаправочных станций (АЗС). Сейчас его платят нефтеперерабатывающие заводы. 

О том, что эта тема вновь на повестке дня, «Известиям» рассказали два источника в отрасли. Идея рассматривалась около года назад, однако нефтяники не встретили понимания в Минфине. Источник «Известий» в этом ведомстве подтвердил, что позиция неизменна  схему уплаты акциза менять нельзя из-за технических сложностей.

Сейчас акциз платят НПЗ. Большинство предприятий принадлежат вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК), поэтому впервые именно они обратились с письмом по поводу переноса акциза на АЗС к президенту Владимиру Путину на фоне роста акцизов с 1 апреля 2016 года. Тогда их инициатива не была поддержана, однако нефтяники не забыли о своей идее.

 Не исключается, что решение будет принято в пользу переноса акциза на АЗС,  рассказал «Известиям» источник в правительстве.

По его словам, этот вопрос в данный момент находится на рассмотрении уполномоченных ведомств. Он подчеркнул, что это одна из опций реформы налогообложения в нефтяной отрасли.

 Будет еще один налоговый маневр, связанный с акцизами на бензин,  подтвердил «Известиям» источник в отрасли.

В Минэнерго сказали, что не слышали о том, что подобное решение может быть принято в ближайшее время. 

Источник в Минфине при этом подтверждает, что позиция ведомства не поменялась за прошедший год. И объясняет это тем, что уровень развития технологий не позволяет осуществить такую инициативу без снижения собираемости акцизов.

 Проблема в том, что администрировать уплату акциза на 15-20 тыс. АЗС несопоставимо сложнее, чем на 30 НПЗ,  пояснил он позицию ведомства.

Год назад, в апреле 2016 года, заместитель начальника отдела косвенных налогов Минфина Нина Нечипорчук заявила, что перенос уплаты акцизов на нефтепродукты на розничное звено ведомство считает нецелесообразным и после обсуждений с заинтересованными министерствами и компаниями вопрос «был закрыт».

В пресс-службе Минфина «Известиям» подтвердили, что ведомство выступает против подобной инициативы.
 Акцизы на нефтепродукты  это источник наполнения дорожных фондов. При переносе администрирования на АЗС упадёт собираемость налога, что недопустимо,  сообщил представитель ведомства.

Тогда же в «Роснефти» заявили, что перенос выплат акцизов с НПЗ на АЗС ставит всех участников рынка — и ВИНК, и небольшие сети заправок — в равные условия. А нефтеперерабатывающие заводы, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, «фактически кредитуют бюджет».

Эксперименты с акцизами на топливо активно продвигаются людьми, плохо знакомыми с системой их сборов, считает ведущий аналитик «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков. Также этот лоббизм может быть связан с целью «поживиться за счет бюджета», уверен он, так как перенос акциза на АЗС сократит долю отчислений в бюджет.

— Наиболее эффективный способ — это собрать сумму акциза с двух десятков НПЗ, чем бегать за тысячами АЗС. Независимо от того, принадлежат они ВИНКам или находятся в свободном плавании, — заявил аналитик.

Это часть общего обсуждения налогового процесса, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.

— Дело в том, что нефтяные компании очень недовольны тем форматом перехода на налоговый маневр, который сейчас реализуется: когда сокращены экспортные пошлины, но увеличены НДПИ. И поэтому они пытаются найти какой-нибудь компромисс с правительством, — сказал он.

По словам Станислава Митраховича, компромиссом и может стать перенос акцизов.

— Просто если акцизы сейчас увеличить, то получается, что нефтяные компании должны будут либо из своего кармана их оплачивать, либо переносить эти дополнительные расходы на конечных потребителей нефтепродуктов, в частности, на покупателей бензина, — считает эксперт.

По его мнению, рост цен на бензин в итоге может вылиться в социальное недовольство.

С 1 апреля 2016 года внеплановое повышение акцизов на бензин «Евро-5» составило 2600 рублей за тонну — с 7530 рублей за тонну до 10 130 рублей за тонну.

Правительство не первый год обсуждает реформу налогообложения в нефтяной отрасли. Минфин настаивает на введении налога на добавленный доход, нефтяные компании при обсуждениях этого вопроса в правительстве стараются выторговать себе льготы и добиваются исключений для различных месторождений. Компромисс до сих пор не найден. Минфин намеревался представить законопроект до конца февраля, однако его текст публично до сих пор не представлен. На экономическом форуме в Красноярске курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил, что текст законопроекта готов для обсуждения в правительстве и документ будет внесен в Госдуму до конца мая.

В «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойле», «Сургутнефтегазе», «Татнефти» не ответили на запрос «Известий». 

Авторы: Мария Тодорова, Алина Евстигнеева 

Источник: Известия, 28.04.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики