Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕАЭС формирует единый рынок газа: как будет продаваться газ?

ЕАЭС формирует единый рынок газа: как будет продаваться газ?

На днях консультативный комитет по вопросам нефти и газа Евразийской экономической комиссии утвердил концепцию формирования общего рынка газа на территории ЕАЭС. Ко всему, что касается рынка газа, его экспорта, транзита или импорта, очень чувствительно относятся в Армении, имеющей довольно большую зависимость от «голубого топлива». Следовательно, возникает вопрос — что означает единый разовый рынок, особенно для Армении, Белоруссии и Киргизии, то есть для тех стран ЕАЭС, которые являются импортерами газа? Сформируется ли единая система ценообразования, определения тарифов на газ и для транзита? И самое важное, на едином рынке газ будет продаваться в долларах, как сейчас, в национальных валютах, или же только в рублях?

По мнению экспертов, если формирование единого газового рынка удовлетворительно ответит на эти вопросы, то это однозначно является положительной инициативой, в особенности для импортирующих газ стран ЕАЭС. Однако учитывая, что после резкого падения международных цен на газ и нефть Россия и Казахстан оказались в сложном положении, часть экспертов сомневается, что в ближайшем будущем возможно будет достичь перспективы перехода на ценообразование и экспорт газа на основе рубля. «Зависимость экономики Армении от газа довольно большая. В Армении 40 процентов электроэнергии генерируют ТЭС, которые работают именно на газе. Эта сфера в стране постоянно развивается, следовательно, будет увеличиваться также значимость газа», — отмечает эксперт по энергетике Ваге Давтян, добавляя, что внедрение единых транснациональных механизмов рынка газа ЕАЭС только усилит гарантии энергетической безопасности импортирующих государств-членов.

По мнению другого эксперта по энергетическим вопросам Армена Манвеляна, формирование единого газового рынка решает глобальную задачу для самой России, поскольку сейчас отсутствует единый рынок определения тарифов на газ. Именно по этой причине в США газ может стоить 120 долларов за 1000 кв/м, а в Японии — 500 долларов. «Однако в последнее время США и Евросоюз предпринимают шаги по формированию единого газового рынка. Следовательно, для России, как одного из крупнейших экспортеров газа, важно иметь контролируемую газовую биржу, где будет формировать цена этого топлива», — отмечает Манвелян, добавляя, что эта инициатива будет удачной для других стран ЕАЭС и России, если торговля газом на этом рынке будет осуществляться в рублях.

 

 

«Экономика Армении имеет большую зависимость от импорта газа. Газ, как и его цена, имеют стратегическое значение для нас. В этом смысле единый газовый рынок, если он будет сформирован так, что в основу цены на газ будет поставлен рубль, откроет положительные перспективы для государств-членов. В обратном случае, эта инициатива по большей части лишится смысла», — отмечает эксперт Армен Манвелян, одновременно добавляя, что сторонам будет трудно добиться соглашения по переходу на национальную валюту в торговле энергоносителями. «И это будет основным препятствием на пути формирования единого газового рынка. Если в этом рынке будет преобладать доллар, то, повторяю, он потеряет смысл. Единственная положительная вещь, которая может случиться — внедрение единой системы ценообразования газа, и этот процесс станет более понятным для нас», — заключил он.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (Москва) Игорь Юшков тоже разделяет мнение, что для России интеграция рынков государств-участников является не настолько выгодной. «Россия идет на этот рыск, потому что объединение энергетических рынков — это один из главных элементов евразийской интеграции. В рамках интеграции предполагается унификация тарифов, а также внедрение свободной системы обмена газом между государствами-членами. То есть, грубо говоря, Киргизия может импортировать казахстанский газ и продать его Белоруссии через территорию той же России. Что касается тарифов, то теперь они разные: в Армении и Белоруссии газ стоит дороже, чем в России. Соответственно, эти цены должны быть унифицированы. Россия, с одной стороны, должна снизить тарифы для этих стран, а с другой стороны, повысить тарифы для внутреннего потребителя. Получается, что эта инициатива более чем выгодна странам, импортирующим газ в рамках союза — для Армении, Белоруссии и Киргизии», — отмечает он. 

Автор: Аршалуйс Мгдесян

Источник: ИноСМИ, 04.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики