Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ноу-хау Киева: «Газпром» платит $ 16 млрд — транзит газа дешевеет в 10 раз

Ноу-хау Киева: «Газпром» платит $ 16 млрд — транзит газа дешевеет в 10 раз

После того, как «Газпром» заплатит дополнительные $ 16 млрд, «Нафтогаз Украины» готов снизить тарифы на транзит газа в 10 раз. Коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко разъяснил свое двусмысленное заявление немецкому агентству dpa о том, что «Нафтогаз Украины» готов дать существенные скидки на транзит газа с 2020 года, когда истечет контракт с «Газпромом». Тогда было не совсем ясно, какая скидка имеется ввиду (10% или 90%) и почему ее делают.

«Не утихает обсуждение нашего комментария, что с 2020 года транзитные тарифы могут снизиться в 10 раз, — написал в Facebook Юрий Витренко. — Поэтому поясню. Тариф снизится после того, как „Газпром“ будет платить за транзит в 2016—2019 годах по новым тарифам, которые были установлены в Украине как следствие имплементации релевантного европейского законодательства. Отмечу, что и согласно нашему транзитному контракту с Газромом, транзитные тарифы должны быть приведены в соответствие с европейскими тарифами. Это означает, что на протяжении 2016−2019 года „Газпром“ будет платить за транзит по Украине приблизительно в 3 раза больше. За четыре года эта разница составит 16 млрд. дол.».

Повышенные тарифы коммерческий директор «Нафтогаза Украины» объясняет тем, что «Газпром» сам виноват — решил строить обходные газопроводы. Поэтому на Украине были вынуждены установить в 2016 году новые тарифы с учетом ускоренной амортизации газотранспортной системы. С одной стороны, систему тарификации «европеизировали»: вместо «почтового» тарифа, когда платится за расстояние, которое транспортировали газ, ввели систему «вход-выход» — на каждый выход и вход в магистральный газопровод на границе устанавливается своя цена. С другой стороны, плата за транзит выросла и втрое превышает ту, которая предусмотрена контрактом. Таким образом, по данным «Нафтогаза Украины», в прошлом году «Газпром» заплатил за транзит газа 2,3 млрд, а должен был $ 6,2 млрд. В российском холдинге тем временем отказываются признавать новые тарифы и платят по контрактным.

«К сожалению, Газпром отказывается выполнять условия транзитного контракта и пересматривать транзитные тарифы в соответствии с европейскими нормами. Также Газпром отказывается выполнять требования применимого законодательства. Поэтому, как это предусмотрено нашим контрактом, мы обратились в Стокгольмский арбитраж и в скором времени ожидаем соответствующее решение трибунала…», — написал в Facebook Юрий Витренко и добавил: «После того как „Газпром“ будет платить по новым тарифам в 2016—2019 годах, и если при этом будут забронированы 110 млрд. куб. м мощностей на долгосрочный период после 2019 года, то тарифы действительно снизятся в 10 раз. Таким образом, украинский маршрут будет гораздо дешевле „Северного потока-2“ — с того периода, когда „Северный Поток-2“ может начать работу». 

Если новая система ведения бизнеса может использоваться в качестве аргумента в Стокгольмском арбитраже, то объяснение ее никак не укладывается в европейские правила и не имеет никакого будущего, считают эксперты.

«В Европе нет таких принципов ценообразования, из-за которых так росла бы стоимость транзита, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Так не работает ни одна компания в ЕС. В соседних Чехии и Словакии тарифы на транзит газа существенно ниже тех, которые в прошлом году установили в Украине».

Эксперт говорит, что для «Нафтогаза Украины» подобная методика имеет некий экономический смысл, так как «Газпром» собирается с 2020 года снизить транзит газа по территории Украины до минимума — до 15 млрд кубометров и это будет означать крах ГТС. «Однако она не соответствует реальности», — говорит эксперт.

Сегодня «Нафтогаз Украины» пытается «установить» новую «европейскую» тарификацию через Стокгольмский арбитражный суд. Ее введение является одним из исковых требований к «Газпрому». Однако, как считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий, у него это вряд ли получится. «Если по иску по поставкам газа есть еще какие-то шансы, то в успех дела по транзиту газа не верят и в Киеве», — говорит Дмитрий Марунич.

Как уже писало EADaily, Стокгольмский арбитражный суд может не принять решение по сути исков «Нафтогаза Украины» и «Газпрома», а только даст свою трактовку положений контрактов и предложит сторонам договориться между собой.

«С таким подходом же „Нафтогаз Украины“ лишний раз провоцирует „Газпром“ строить обходные газопроводы. И транзитных 110 млрд. кубометров, которые хочет „Нафтогаз Украины“, уж точно не будет», — заметил Дмитрий Марунич.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что фантазии «Нафтогаза Украины» не имеют ничего общего с реальностью. «На месте потенциальных инвесторов на Украине я бы еще лишний раз подумал о сотрудничестве после такого откровенного описания принципов работы и тарифообразования. Впрочем, они и так не особо торопятся», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 12.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики