Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высокое давление: Еврокомиссии не удастся заболтать «Северный поток-2»

Высокое давление: Еврокомиссии не удастся заболтать «Северный поток-2»

Стремление Еврокомиссии (ЕК) обсудить с Россией правовые рамки для «Северного потока-2» и создать структуру специальных юридических правил говорит о желании Брюсселя затормозить проект. Такое мнение в интервью ФБА «Экономика сегодня» озвучил замгендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Сложившаяся сегодня ситуация выглядит достаточно иронично. В свое время, когда речь шла о реализации проекта „Южный поток“, Россия сама предложила структурам Евросоюза обсудить правовые условия строительства. Еврокомиссия тогда объявила, что этого не требуется — мол, у нас есть готовое законодательство, по которому и нужно работать. При этом ЕК шантажистскими методами вынудила Болгарию блокировать проект, в результате чего Москва от него отказалась.

А сегодня ЕК сама заявляет о создании специальных юридических норм для „Северного потока-2“, что не поддается логике. Такие заявления диктуются стремлением затормозить или вовсе сорвать проект. С одной стороны здесь замешаны конкуренты, которым не выгодно развитие энергетического рынка Европы. С другой мы видим политические причины — определенным странам Запада совсем не выгодно развитие российско-европейского энергетического партнерства», — отмечает эксперт.

Сегодня стало известно, что Еврокомиссия хочет получить право провести с Россией переговоры о создании юридических правил, которые будут применяться к газопроводу «Северный поток-2». Еврокомиссар Мигель Ариас Каньете и вице-президент ЕК Марош Шефчович сообщили об этом в обращении к министрам энергетики Дании и Швеции. При этом в компании Nord Stream 2 AG, отвечающей за создание трубопровода, считают переговоры и создание специального юридического свода нецелесообразным, так как законодательная база для этого и так ясна.

«На ЕК оказывается давление, и она, пытаясь с одной стороны его снизить, а с другой повлиять на газовый проект, ищет любые необоснованные причины и предъявляет „специальные требования“, чтобы вставить палки в колеса. При этом бизнес и даже влиятельные страны Европы заинтересованы в скорейшей реализации проекта. Консорциум крупнейших энергокомпаний Европы стал концессионером проекта — все понимают перспективы и необходимость его реализации. Находятся и противники, такие как Украина, которая с вводом „Северного потока-2“ рискует потерять немалые транзитные доходы», — рассказывает специалист.

Газопровод не упрется в политику

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком». Наиболее заинтересованные участники проекта — Россия и Германия, как конечные точки трубопровода. Кроме того, территориальную юрисдикцию по участкам Балтийского моря, где пролягут трубы, имеют Дания, Швеция и Финляндия.

Еврокомиссия считает: регулирование в области внутреннего газового рынка ЕС применимо к любой наземной инфраструктуре, что же касается морских трубопроводов, то они не могут строиться и функционировать исключительно по законодательству третьей страны или в юридическом вакууме. В Nord Stream 2 AG отвечали: проект учитывает законодательство, в том числе, в области окружающей среды, всех причастных стран. И указывали на прецедент: новый газопровод пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку-1», который был построен с соблюдением множества международных правил. Потому создание специальной правовой структуры для его «брата-близнеца» нецелесообразно.

"Дания, Швеция и Финляндия прямых выгод от строительства трубопровода не получают, но по закону должны дать свое разрешение. Существует ряд требований безопасности, в том числе в экологической сфере, которые должны быть соблюдены в реализации подобных проектов. Если это сделано, юридических оснований для отказа у этих государств не будет.

Все понимают, что проект Европе необходим — нужно развивать энергетический рынок. Кроме того, отсутствие стран-транзитеров на пути газа удешевляет его стоимость для конечного потребителя, что тоже в интересах Европы. Однако в процесс вмешивается международная политика, что не выгодно никому. Не думаю, что Еврокомиссии удастся сорвать или существенно затормозить строительство "Северного потока-2″, но попытки к этому, скорее всего, мы еще увидим", — заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 17.05.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики