Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша требует миллиарды с «Газпрома»

Польша требует миллиарды с «Газпрома»

Польша требует от Еврокомиссии оштрафовать «Газпром»

Польша считает, что «Газпром» не только должен принять на себя новые обязательства по работе в Европе, но и выплатить антимонопольный штраф, который может составить как минимум $10 млрд. Тогда как Еврокомиссия ясно дает понять — или штраф, или обязательства. Политологи считают, что в данном случае ЕК не захочет предъявлять «Газпрому» денежные претензии.

Польша требует от Еврокомиссии наложить штраф на «Газпром». Как заявил глава польской государственной нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк, российский холдинг на протяжении многих лет нарушал европейские антимонопольные нормы.

«Нарушения «Газпрома» носят долгосрочный и серьезный характер, — подчеркнул Возняк. — Они довели до серьезных нарушений на рынке газа в Центральной Европе. Это касается как конкуренции на рынке газа, так и финансовых потерь потребителей». В частности, PGNiG обвиняет «Газпром» в сегментации рынка, завышении цен на газ и злоупотреблении своим контролем над инфраструктурой.

В связи с этим, по мнению Возняка, ЕК должна не только финансово наказать «Газпром» и создать конкурентные условия на рынке газа, но и наложить на компанию «дополнительные обязательства». 

Польская сторона считает, что «Газпром» должен предоставить контрагентам право единоразово устанавливать формулу цены с привязкой к европейским рынкам, а также обеспечить возможность арбитражной проверки этой цены. По слова Возняка, это позволит сделать цены рыночными, и «Газпром» не сможет их завышать. Кроме того, предлагается пересмотр условий «бери-или-плати» (принцип, обеспечивающий оплату оговоренной доли законтрактованных объемов вне зависимости от того, был ли газ отобран в действительности), снизив обязательные к оплате объемы.

Заявление Возняка было опубликовано на следующий день после того, как еврокомиссар по конкуренции Маргрет Вестагер сказала, что газовый рынок ЕС выиграет от урегулирования конфликта без штрафа.

Антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» Еврокомиссия начала еще в 2012 году. Оно шло по трем направлениям: разделение российской газовой монополией рынков путем «затруднения свободных поставок газа в страны ЕС»; «создание помех диверсификации газовых поставок»; навязывание «несправедливых цен своим потребителям путем привязки цен на газ к стоимости нефти».

В 2013 году ЕК предупреждала, что если нарушения будут доказаны, то «Газпрому» может грозить штраф в размере минимум $15 млрд. Но в марте 2017 года стало известно, что Еврокомиссия и «Газпром» могут достичь компромисса.

«Газпром» пообещал не препятствовать реэкспорту своего газа между европейскими клиентами, отказался от претензий к Болгарии за срыв газопроводного проекта «Южный поток» и заявил о готовности пересмотреть ценообразование для Польши, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литвы, привязав его к ценам западноевропейских газовых хабов.

В начале мая Литва выразила свое недовольство предложениями «Газпрома», заявив, что их реализация не обеспечит справедливых цен. Польша ранее также выражала свое недовольство. 

Маргрет Вестагер 17 мая отметила, что обязательства, принятые на себя «Газпромом», будут в большей степени способствовать развитию газового рынка ЕС, нежели штраф.

При этом она подчеркнула, что одновременно эти варианты задействованы быть не могут. «Или штраф, или новые обязательства», — заявила Вестагер.

По словам еврокомиссара, на данный момент ЕК оценивает полученные комментарии, и картина получается «очень нюансированная».

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Игорь Юшков сомневается, что ЕК изменит свою позицию и применит к «Газпрому» штраф, одновременно требуя изменить схему работы на европейских рынках. «Брюссель сейчас старается демонстрировать свою беспристрастность и формализм, — поясняет политолог. — Но если он примет требования Польши, получится, что Еврокомиссия заняла «антигазпромовскую» позицию, и ее могут обвинить в пристрастности».

Тогда как последние шаги, по словам Юшкова, напротив, говорят о сближении позиций ЕК и «Газпрома». Что касается позиции Польши, по словам политолога, Варшава играет не столько против конкретно «Газпрома», сколько против России в целом.

«Польша, как, кстати, и Украина, Литва, Латвия и Эстонии, на сегодняшний день позиционирует себя как защитник Европы от России», — поясняет Юшков

Это общая риторика, но она распространяется и на сферу энергетики. По словам политолога, именно исходя из этих позиций Литва пыталась получиться от ЕС средства на строительство собственного терминала по приему сжиженного природного газа. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 18.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики