Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россию и Белоруссию ждёт новая «братская» война за нефтегаз

Россию и Белоруссию ждёт новая «братская» война за нефтегаз

Белоруссия за 20 с лишним лет "независимости" так и не захотела стать независимой от России в экономическом плане. А зачем? Выгодные цены на нефтегаз, "братские" условия по кредитам, возможность время от времени попросить ещё больше льгот... Именно последним пунктом Белоруссия и занималась почти год, пока месяц назад не получила от России согласие по ряду своих требований. Вот только "перемирие" между странами может оказаться краткосрочным...

Почти месяц назад Россия и Белоруссия смогли уладить затянувшийся почти на год экономический конфликт. Минск, как и хотел, получил от Москвы обещание снизить цены на газ и освобождение от обязательств по поставкам бензина на российский рынок, а вдобавок к ним — возможность взять новый кредит на $1,6 млрд.

Но вот Россия, кроме недоплаченных за газ денег и согласия "братьев-партнёров" подписать Таможенный кодекс ЕАЭС, не получила по факту ничего. Разговоры о размещении военной авиабазы в Бобруйске, равно как и о гарантии невозникновения новых энергетических претензий от белорусской стороны, так разговорами и остались. Это не осталось незамеченным в Европе, в частности — в крупнейшем "мозговом танке" ЕС Центре восточноевропейских исследований (OSW). Он, к слову, на 100% финансируется из польского госбюджета.

— На практике многие вопросы остаются неясными, что оставляет место для дальнейших конфликтов, — пишут в своём докладе аналитики OSW. — В то время как России пришлось свести все разговоры о военной базе на нет, Беларусь тоже не осталась довольна заключёнными договорённостями: стоимость газа для неё оказалась выше, чем того просил Минск.

Не обрадовало белорусов и освобождение от обязательств по поставкам в Россию бензина. Как замечают в OWS, это принесло Минску новые ограничения — соглашение, по которому страну ограничили переработкой лишь части российской нефти, оставило местные НПЗ незагруженными. В то же время стоимость российского сырья с 2014 года заметно выросла — из-за так называемого налогового манёвра. По расчётам поляков, рост стоимости чёрного золота перекрывает выгоду от неуплаты белорусами таможенных пошлин при импорте нефти (эти пошлины по договору с Россией зачисляются в бюджет Белоруссии).

— Москва пытается оптимизировать затраты на субсидирование белорусской экономики, объём поддержки в последние годы неуклонно снижается. Тем не менее субсидирование Минска было и остаётся для Кремля главным средством усиления политического влияния, — пишут аналитики.

Энергетика является одним из ключевых аспектов отношений двух стран, Белоруссия практически полностью зависит от поставок нефти и газа из России (90% в белорусском потреблении). Льготные цены на сырьё Минску необходимы, по мнению поляков, "для поддержания устаревшей модели экономической и социальной стабильности". 

— Таким образом, мы ожидаем, что соглашение не будет иметь длительный характер, тем более что оно не решает все расхождения. Нельзя исключить новые политические кризисы, последствия которых могут уже быть гораздо более серьёзными для Беларуси, — считают в OSW. 

Ещё при заключении соглашений обе стороны понимали: они скорее временные и ориентированы в первую очередь на сбалансирование белорусского бюджета, соглашается с OSW ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Российская сторона оказывается заложницей соглашений. К примеру, установление единых цен на газовых рынках двух стран означает допуск к Белоруссии и российских независимых производителей газа. А это даже в России вопрос спорный, — замечает эксперт. — В то же время белорусы, уже наученные опытом, понимают: стоит им спровоцировать новый конфликт, Россия сразу же пойдёт им на уступки.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 19.05.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики