Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша ставит «Газпром» на деньги

Польша ставит «Газпром» на деньги

PGNiG требует от российского концерна радикальных уступок в поставках «голубого топлива»

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG обратилась к Еврокомиссии (ЕК) с требованием оштрафовать «Газпром» за нарушение норм антимонопольного законодательства. Об этом в четверг, 18 мая, заявил глава компании Петр Возняк.

«Еврокомиссия должна финансово наказать „Газпром“ и создать конкурентные условия на рынке газа. Нарушения „Газпрома“ носят долгосрочный характер. Они довели до серьезных нарушений на рынке газа в Центральной Европе. Это касается как конкуренции на рынке газа, так и финансовых потерь потребителей», — сказал Возняк.

Как указывается в сообщении PGNiG, компания передаст свои предложения ЕК до 19 мая. Среди главных обвинений в адрес «Газпрома» — сегментация рынка, завышение цен на газ, зависимость цен на «голубое топливо» от контроля над инфраструктурой.

Польская компания считает, что «Газпром» должен предоставить клиентам «право единоразово устанавливать формулу расчета цены в контракте, которая будет связана с ценой на конкурентных европейских рынках, плюс предусмотреть механизм проверки этой цены в процедуре арбитража». PGNiG предлагает также, чтобы «Газпром» снизил со 100% до, как минимум, 75% объемы газа в долгосрочных контрактах, которые клиенты из Центральной и Восточной Европы должны забрать или выкупить в обязательном порядке.

Поясним: антимонопольное расследование против «Газпрома» ведется с 2012 года. Российский концерн тогда обвинили в несправедливой ценовой политике, препятствовании трансграничным перетокам газа и «контрактном связывании». 13 марта 2017 года Еврокомиссия опубликовала согласованные обязательства «Газпрома», которые должны решить эти проблемы, и теперь собирает с участников рынка отзывы об этих обязательствах. Помимо Польши, отзывы должны направить компании Болгарии и Прибалтики. После этого регулятор сможет утвердить обязательства и завершить антимонопольное расследование.

Но Польша, как видим, настойчиво лезет в бутылку. Означать это может только одно: поляки ищут способы сильнее надавить на «Газпром», и добавить себе дополнительные очки в переговорах с газовой монополией. По сути, польская сторона требует от «Газпрома» ряда радикальных уступок.

И здесь надо понимать: европейское законодательство предполагает два варианта антимонопольного расследования. Одно подразумевает штрафы, другое — согласование обязательств, которые компания берет на себя, чтобы снять опасения ЕК за конкуренцию в Европе.

Пока антимонопольное дело в отношении «Газпрома» велось как раз по второму пути. Однако, согласно правилам ЕС, если предложения «Газпром» не будут согласованы с рынком, то Еврокомиссия действительно может наложить на концерн солидный штраф.

Чего на деле добиваются поляки, сумеют ли они поставить «Газпром» на деньги?

— Последнее слово в этой истории не за поляками, а за Еврокомиссией, которая еще не вынесла резолюцию, — отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Ранее же, напомню, регулятор отмечал прогресс в отношении позиции «Газпрома», и каких-либо претензий к российскому концерну не выдвигал. На сегодня отзывы на обязательства «Газпрома» получены не от всех европейских контрагентов, и отрицательное заключение польской компании PGNiG здесь погоды не делает.

Должен заметить, что «Газпром» не сидит сложа руки, а проводит по отношению к европейским партнерам достаточно гибкую ценовую политику. Достаточно напомнить, что в ряде случаев концерн даже прибегал к практике возврата части денег по уже исполненным контрактам в виде так называемых возвратных бонусов. Это показатель как раз лояльности «Газпрома» к клиентам.

Нельзя поэтому сказать, что вся Европа российским концерном недовольна. Так что идти на поводу у поляков и полностью отходить от долгосрочных контрактов, как того добивается PGNiG, «Газпром» точно не будет.

С точки зрения российского концерна, только газовые цены, привязанные к нефтяной корзине, гарантируют долгосрочные инвестиции в отрасль. А это обеспечивает, в том числе, энергобезопасность европейского рынка газа. 

«СП»: — Почему Польша считает иначе, чего она добивается?

— Поляки пытаются максимально политизировать ситуацию, чтобы ловить рыбку в мутной воде. Напомню, Польша уже пыталась вставлять «Газпрому» палки в колеса, блокируя продвижение «Северного потока-2».

Именно из-за противодействия польского антимонопольного регулятора пять европейских компаний — Shell, Engie, OMV, E. On и Wintershall — отказались от первоначальных планов, и не вошли в капитал компании Nord Stream 2 AG — оператора «Северного потока-2». По сути, Варшава торпедировала схему финансирования, на которую «Газпром» изначально рассчитывал: 30% дают акционеры, 70% привлекается у банков. В результате, в январе 2017 стало известно, что «Газпром» будет финансировать строительство «Северного потока-2» самостоятельно, и в 2017 году потратит на эти цели 110,67 млрд. рублей.

Мало того, по иску Польши с 1 февраля прекращена действующая схема наполнения газопровода Opal (отвод от «Северного потока» мощностью 36 млрд. кубометров в год) — ЕК снова ограничила «Газпром» планкой 50%.

Официально Варшава прикрывается заботой об Украине. На деле интересы поляков вполне прагматичны. Польша боится, что вслед за украинским транзитом начнет сокращаться транзит газа и через соседние страны — например, через Белоруссию. А это означает сокращение транзита через территорию самой Польши, и прямые потери для польского бюджета.

Чтобы этого не допустить, поляки нагнетают истерию вокруг «Газпрома», и польские рогатки приходится так или иначе обходить. Тем более что русофобские настроения охватывают не только Польшу, но и страны Балтии.

«СП»: — Поляки действительно переплачивают за российский газ?

— Польша в свое время получала от «Газпрома» скидки на «голубое топливо», и вовсе не находится среди «изгоев», которые покупают газ у российского концерна дороже всех. На мой взгляд, проблема Варшавы исключительно в желании смешивать энергетику с политикой. Это тренд и нынешнего польского руководства, и тех компаний, которые ему подпевают.

«СП»: — Каковы шансы, что Польше удастся заставить «Газпром» платить штраф?

— Некоторый риск такого сценария сохраняется, но он, я считаю, весьма небольшой. Повторюсь, недовольных «Газпромом» в Европе единицы. Кроме того, даже если Еврокомиссия займет сторону поляков, у российского концерна будет право на обжалование решения в международном арбитраже, а это весьма небыстрая процедура.

Что до размера штрафа, речь идет о процентах с оборота за определенные годы. Это может быть сумма в несколько сотен миллионов долларов. 

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 19.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики