Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польшу понесло: оштрафовать «Газпром» и «отобрать» газопроводы в ЕС

Польшу понесло: оштрафовать «Газпром» и «отобрать» газопроводы в ЕС

Сегодня польская госкомпания PGNiG подала в Еврокомиссию замечания по поводу возможного урегулирования антимонопольного расследования деятельности «Газпрома» в Центральной и Восточной Европе. Их Брюссель принимает от всех заинтересованных стран, чтобы принять окончательное решение по урегулированию спора с российским холдингом. Ранее Еврокомиссия в целом одобрила предложения «Газпрома». Российская компания согласилась на трансграничную перепродажу газа странами Балтики, Польши и Болгарии, обещала привязать для них цены на газ к спотовым с возможностью пересмотра и не будет требовать у Болгарии компенсации за срыв строительства «Южного потока». Также Польша, Словакия и Венгрия получат возможность становиться владельцами газа в пунктах входа газопроводов в Болгарию и страны Балтики.

В польской PGNiG посчитали, что этого мало. В 92-страничном документе, посланном сегодня в Брюссель, госкомпания требует не только расширить требования к «Газпрому», но еще и оштрафовать компанию. Речь идет о 10% от годового оборота — до $ 15 млрд., которые будут перечислены в бюджет ЕС. После этого PGNiG собирается уже сама подавать в суд на «Газпром», чтобы потребовать от него компенсации за собственные потери. «Это прекратит незаконную практику „Газпрома“ и улучшит конкуренцию на газовых рынках Польши и других стран Центральной и Восточной Европы», — заявил глава польской компании Петр Возняк. Он утверждает, что нарушения, совершенные «Газпромом», были многолетними и серьезными. «Они нанесли серьезный урон газовому рынку Центральной Европы. Это касается и конкуренции и финансовых потерь. Хотели бы заметить, что „Газпром“ не прекратил нарушения до сих пор», — заявил руководитель PGNiG.

Кроме штрафа, к предложенным условиям «Газпрома» Варшава требует сегодня дополнительные уступки: клиенты российской компании должны получить единоразовое право устанавливать формулу цены в контракте, которая будет привязана к рынкам Европы. Еще — «Газпром» должен снизить объем газа по правилу «бери или плати» долгосрочных контрактов до 75% и выйти из состава собственников европейских компаний, которые занимаются хранением и транспортировкой газа в ЕС. Речь идет о газопроводах Ямал-Европа, который проходит через Польшу, Opal, который является сухопутным продолжением «Северного потока», и хранилище «Катарина» в Германии. Также в PGNiG требуют дать допуск до всех интерконнекторов в Центральной Европе, которыми пользуется «Газпром», и допустить независимого оператора на польский участок магистрали Ямал-Европа, которым совместно владеют «Газпром» и PGNiG через компанию EuRoPol Gaz.

Кажется, и так уже слишком, однако поляки настаивают еще и на применении Третьего энергопакета к уже действующему «Северному потоку» и будущему. Они, как известно, территориально не проходят по территории ЕС. Третий энергопакет же предполагает то, что добыча, транспортировка и хранение должны быть разделены между разными компаниями. 

«Требования PGNiG абсолютно необоснованны и неправомерны. И похожи на русскую пословицу: предложи ему палец, он руку попытается откусить», — считает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. По словам эксперта, как поведет себя Еврокомиссия на польские замечания, предсказать довольно сложно. «Очевидно, что учесть радикальные предложения Польши она не может, так как в этом случае сделка просто не состоится. И у Еврокомиссии есть три пути: заключить сделку на оговоренных условиях, проигнорировав польских и балтийских коллег; просто закрыть дело с потерей лица для себя или признать „Газпром“ виновным. Последнего сделка не предусматривает и переведет вопрос в режим многолетней тяжбы, в которой с правовой точки зрения у Брюсселя не так много шансов выиграть».

Замдиректора ФНЭБ говорит, что, если бы было иначе, Еврокомиссия сразу пошла бы по жесткому сценарию: «Но там понимали, что претензии, мягко говоря, слабые».

Как уже сообщало EADaily, в последние годы Польша ежегодно потребляла более 15 млрд. кубометров газа. Две трети составлял российский газ. Причем, в прошлом году его доля только увеличилась. Как сообщило PGNiG в годовом отчете, поставки российского газа польской компании выросли на 24% — до 10,5 млрд. кубометров. Не секрет, что рост импорта российского топлива связан с его низкой ценой по сравнению с СПГ и газом, продаваемым на региональных европейских газовых биржах (хабах). Несмотря на то, что в стране действует ограничение, не более 59% иностранного топлива из одного источника, доля российского газа составила 75% в импорте PGNiG. Более того, компания непосредственно заработала на низкой цене газа из России. Маржа PGNiG при его продаже потребителям увеличилась, и в 2016 году EBIT (прибыль до выплаты налогов и процентов) выросла на 50% — до 1,28 млрд. злотых ($ 320 млн.).

Вносимые же PGNiG новые требования к «Газпрому» должны еще больше улучшить позиции компании на рынке Центральной Европы, где она планирует активно продавать, очевидно, и российский газ. Такие же планы Варшава строит и в отношении Украины, где поставки ограничены техническими возможностями и ограничениями из-за действующих газовых контрактов. В прошлом году PGNiG продало на Украину более 400 млн. кубометров, а в этом планирует удвоить продажи.

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач предполагает, что в требованиях польской компании могут быть какие-то корыстные интересы у Польши. «Но политические антироссийские мотивы определяют ее поведение в первую очередь», — считает эксперт.

Источник: EADaily, 19.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики