Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый рынок: газ даст старт интеграции России и Белоруссии

Единый рынок: газ даст старт интеграции России и Белоруссии

Вице-премьер Республики Беларусь Владимир Семашко заявил, что в ближайшее время Минск собирается активизировать переговоры с Москвой по единому рынку газа.

Напомним, что Россия и Беларусь в прошлом месяце подписали документ, который регулирует газовый вопрос на период 2017-2018 годов, по которому введение российско-белорусского единого рынка природного газа планируется на 1 января 2025 года. При этом, есть основания полагать, что Минск попытается перенести это решение на более ранний срок.

Единый российско-белорусский рынок газа – это цель Минска

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Минску действительно хочется создать с Москвой такую экономическую конструкцию.

«Дело в том, что такая реформа предполагает, что в России и Белоруссии после этого будут стоять одинаковые внутренние цены на внутреннем рынке. Более того, Минск рассчитывает, что Москва после этого не будет повышать внутренние цены для Белоруссии до уровня некоторых своих регионов, но и напротив – еще больше их снизит», - констатирует Юшков.

Так что, как замечает Игорь Валерьевич, со стороны Минска это попытка получить более дешевый природный газ для своего внутреннего рынка за счет этого соглашения с Москвой.

«Это решение означает перевод Белоруссии на российские цены на природный газ, причем на одни из самых невысоких из них. Здесь для Минска существует прямая выгода, а для «Газпрома» все это грозит определенными финансовыми убытками», - заключает Юшков.

Поэтому совершенно ясно, почему белорусское правительство так активно выступает за введение единого газового рынка с Россией, тем более, учитывая тот факт, что сегодня Москва не взымает экспортную пошлину на газ, который поставляется «Газпромом» в Белоруссию.

Все издержки лягут на компанию «Газпром»

«Конечно, в результате этого соглашения доступ на белорусский рынок газа получит не только «Газпром», но и другие российские компании, которые занимаются газовыми поставками, но вряд ли они по экономическим причинам придут туда. Причина этого вполне очевидна – Белоруссия находится на очень большом отдалении от регионов добычи, а независимые компании в России поставляют газ в те регионы, которые находятся рядом с месторождениями. Это все, что ближе к Ямалу, т.е. Урал и центральная территория России», - резюмирует Юшков.

Причина здесь чисто экономическая – чем дальше идет газ по территории России, тем больше издержки, поэтому белорусский рынок ни «Роснефть», ни «Новатэк» не заинтересует.

«Просто чем дальше независимая компания качает газ, то тем больше она платит «Газпрому» за его транспортировку, в результате чего эти мероприятия становятся невыгодными. Поэтому при нынешних внутренних тарифах на транзит газа со стороны «Газпрома», другие российские компании на белорусский рынок совершенно точно не придут», - констатирует Юшков.

Для России – это политический проект

Единственной мотивацией для независимых компаний, как считает эксперт, по вхождению на белорусский рынок является политический момент в случае, если они захотят показать, что тоже торгуют природным газом за пределами Российской Федерации. Учитывая амбиции руководства этих компаний, такое возможно, но все равно в чрезвычайно ограниченном масштабе.

«Под этим предлогом «Роснефть» и «Новатэк» могут начать убеждать руководство России дать им разрешение на экспорт трубопроводного газа в Европу, что они добиваются от Кремля уже не один год, но наш президент своего согласия так и не дал», - заключает Юшков.

Все это говорит о том, что основную часть финансовой нагрузки от введения единого рынка с Белоруссией возьмет на себя «Газпром», что также ставит вопрос, а не потребует ли Москва от Минска взамен усиления интеграционных процессов в рамках единого государства.

В конце концов, МВФ недавно представил исследование, по данным которого с 2000 года белорусская экономика была субсидирована Россией путем своих льготных тарифов и прочей помощи на более чем 100 млрд долларов, а это колоссальная сумма, которая показывает, что Минск в финансово-экономическом плане сегодня полностью зависит от Москвы.

Единый рынок газа – часть интеграционной стратегии Москвы

«Конечно, эти льготы не рациональны с экономической зрения и обусловлены политическими причинами, причем в России на этот счет существует две точки зрения. Например, есть мнение, что такое спонсорство бывших советских республик может в итоге выйти нам боком – достаточно посмотреть на Украину, которая также очень сильно зависела от российских льгот, и что из этого в итоге вышло в контексте российско-украинских отношений», - резюмирует Юшков.

К Белоруссии, как утверждает эксперт, также есть вопросы – мы продаем Минску дешевые нефть и газ, а также строим белорусам АЭС на собственный кредит, но в ответ правительство Александра Лукашенко ведет крайне независимую от Москвы внешнюю политику.

«Минск проводит пробелорусскую внешнюю политику, которая иногда вступает в определенные трения с позицией Москвы, поскольку белорусы здесь исходят из собственных интересов, после чего сразу возникает вопрос о целесообразности этой политики льгот. Вследствие этого и появились геополитические идеи нашего президента Владимира Путина, согласно которым вся российская политика помощи постсоветским государствам должна идти в русле интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. Это, конечно, не возвращение Советского Союза в его прежнем виде, но новая интеграционная платформа, которая должна еще больше объединить и сблизить эти государства, где Россия будет безусловным лидером», - констатирует Юшков.

Таким образом, вся эта льготная политика в отношении Белоруссии строится как раз в русле такой стратегии, а не чистой экономической целесообразности, которой здесь на сегодня нет.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.05.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики