Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый рынок: газ даст старт интеграции России и Белоруссии

Единый рынок: газ даст старт интеграции России и Белоруссии

Вице-премьер Республики Беларусь Владимир Семашко заявил, что в ближайшее время Минск собирается активизировать переговоры с Москвой по единому рынку газа.

Напомним, что Россия и Беларусь в прошлом месяце подписали документ, который регулирует газовый вопрос на период 2017-2018 годов, по которому введение российско-белорусского единого рынка природного газа планируется на 1 января 2025 года. При этом, есть основания полагать, что Минск попытается перенести это решение на более ранний срок.

Единый российско-белорусский рынок газа – это цель Минска

Ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Минску действительно хочется создать с Москвой такую экономическую конструкцию.

«Дело в том, что такая реформа предполагает, что в России и Белоруссии после этого будут стоять одинаковые внутренние цены на внутреннем рынке. Более того, Минск рассчитывает, что Москва после этого не будет повышать внутренние цены для Белоруссии до уровня некоторых своих регионов, но и напротив – еще больше их снизит», - констатирует Юшков.

Так что, как замечает Игорь Валерьевич, со стороны Минска это попытка получить более дешевый природный газ для своего внутреннего рынка за счет этого соглашения с Москвой.

«Это решение означает перевод Белоруссии на российские цены на природный газ, причем на одни из самых невысоких из них. Здесь для Минска существует прямая выгода, а для «Газпрома» все это грозит определенными финансовыми убытками», - заключает Юшков.

Поэтому совершенно ясно, почему белорусское правительство так активно выступает за введение единого газового рынка с Россией, тем более, учитывая тот факт, что сегодня Москва не взымает экспортную пошлину на газ, который поставляется «Газпромом» в Белоруссию.

Все издержки лягут на компанию «Газпром»

«Конечно, в результате этого соглашения доступ на белорусский рынок газа получит не только «Газпром», но и другие российские компании, которые занимаются газовыми поставками, но вряд ли они по экономическим причинам придут туда. Причина этого вполне очевидна – Белоруссия находится на очень большом отдалении от регионов добычи, а независимые компании в России поставляют газ в те регионы, которые находятся рядом с месторождениями. Это все, что ближе к Ямалу, т.е. Урал и центральная территория России», - резюмирует Юшков.

Причина здесь чисто экономическая – чем дальше идет газ по территории России, тем больше издержки, поэтому белорусский рынок ни «Роснефть», ни «Новатэк» не заинтересует.

«Просто чем дальше независимая компания качает газ, то тем больше она платит «Газпрому» за его транспортировку, в результате чего эти мероприятия становятся невыгодными. Поэтому при нынешних внутренних тарифах на транзит газа со стороны «Газпрома», другие российские компании на белорусский рынок совершенно точно не придут», - констатирует Юшков.

Для России – это политический проект

Единственной мотивацией для независимых компаний, как считает эксперт, по вхождению на белорусский рынок является политический момент в случае, если они захотят показать, что тоже торгуют природным газом за пределами Российской Федерации. Учитывая амбиции руководства этих компаний, такое возможно, но все равно в чрезвычайно ограниченном масштабе.

«Под этим предлогом «Роснефть» и «Новатэк» могут начать убеждать руководство России дать им разрешение на экспорт трубопроводного газа в Европу, что они добиваются от Кремля уже не один год, но наш президент своего согласия так и не дал», - заключает Юшков.

Все это говорит о том, что основную часть финансовой нагрузки от введения единого рынка с Белоруссией возьмет на себя «Газпром», что также ставит вопрос, а не потребует ли Москва от Минска взамен усиления интеграционных процессов в рамках единого государства.

В конце концов, МВФ недавно представил исследование, по данным которого с 2000 года белорусская экономика была субсидирована Россией путем своих льготных тарифов и прочей помощи на более чем 100 млрд долларов, а это колоссальная сумма, которая показывает, что Минск в финансово-экономическом плане сегодня полностью зависит от Москвы.

Единый рынок газа – часть интеграционной стратегии Москвы

«Конечно, эти льготы не рациональны с экономической зрения и обусловлены политическими причинами, причем в России на этот счет существует две точки зрения. Например, есть мнение, что такое спонсорство бывших советских республик может в итоге выйти нам боком – достаточно посмотреть на Украину, которая также очень сильно зависела от российских льгот, и что из этого в итоге вышло в контексте российско-украинских отношений», - резюмирует Юшков.

К Белоруссии, как утверждает эксперт, также есть вопросы – мы продаем Минску дешевые нефть и газ, а также строим белорусам АЭС на собственный кредит, но в ответ правительство Александра Лукашенко ведет крайне независимую от Москвы внешнюю политику.

«Минск проводит пробелорусскую внешнюю политику, которая иногда вступает в определенные трения с позицией Москвы, поскольку белорусы здесь исходят из собственных интересов, после чего сразу возникает вопрос о целесообразности этой политики льгот. Вследствие этого и появились геополитические идеи нашего президента Владимира Путина, согласно которым вся российская политика помощи постсоветским государствам должна идти в русле интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР. Это, конечно, не возвращение Советского Союза в его прежнем виде, но новая интеграционная платформа, которая должна еще больше объединить и сблизить эти государства, где Россия будет безусловным лидером», - констатирует Юшков.

Таким образом, вся эта льготная политика в отношении Белоруссии строится как раз в русле такой стратегии, а не чистой экономической целесообразности, которой здесь на сегодня нет.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 24.05.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики