Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В газовых торгах Ирана Farzad-B России нужно держать ухо востро

В газовых торгах Ирана Farzad-B России нужно держать ухо востро

Судя по словам министра нефти Ирана Бижана Намдар Зангане, Тегеран ведет хитрый торг с Россией и Индией за проект газового месторождения Farzad-B, а значит, входить в проект Москва должна с оглядкой. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"После того, как на тот момент президент США Барак Обама снял с Ирана санкции, Тегеран начал хитрые игры на мировом рынке за свои ресурсы. Сегодняшние заявления иранских чиновников по газовому месторождению Farzad-B свидетельствуют: руководство этой страны стремится столкнуть в конкурентной борьбе Россию и Индию. А значит, Москве нужно подходить к возможности участия в этих проектах очень осторожно и с оглядкой.

Изначально Барак Обама снимал экономическое давление с Ирана, чтобы обострить его конкуренцию с РФ – он открыто заявлял Евросоюзу, что ведущие лидеры ЕС могут не бояться ссориться с Москвой, ибо поставки российского газа без проблем заместит Иран. Однако вскоре к власти в США пришел Дональд Трамп, у которого свое видение отношений с Тегераном. И после его резких заявлений у иранского руководства, что называется, "снесло крышу", - отмечает специалист.

Сегодня министр нефти Ирана Бижан Намдар Зангане объявил, что Россия может войти в проект газового месторождения Farzad-B вместо Индии. По его словам, индийская сторона не смогла предоставить Тегерану "приемлемое предложение". "Русские", – ответил чиновник, отвечая на вопрос, кто может войти в проект вместо прежнего предполагаемого партнера и сделка с индийским бизнесом сорвется. "Мы обсуждали предложение с индийскими властями. Я обсуждал это с главой МИД Индии, сказал, что мы настаиваем на том, что "красная линия" для нас - экономическая целесообразность", - сказал Зангане. И добавил: несмотря на расхождение в позициях, консультации с индийскими партнерами пока не свернуты окончательно.

"На сегодняшний день на мировом наблюдается избыток углеводородов, потому для России отнюдь не критично участвовать в иранских проектах – во главу угла должна ставиться в первую очередь доходность. Хотя политические сделки с Тегераном Москва все же заключает – недавно стало известно о достижении договоренностей по контракту "нефть в обмен на товары". Хотя Тегеран не стремится покупать высокотехнологичные товары РФ, а получение иранской нефти вынудит Россию сокращать собственную добычу", - подчеркивает эксперт.

На Иране свет клином не сошелся

Индия и Иран ведут переговоры по инвестиционному проекту разработки газового шельфового месторождения Farzad-B в Персидском заливе индийской компанией ONGC Videsh. В апреле 2016 года стороны договорились о графике реализации проекта, заинтересованным госкомпаниям было поручено завершить переговоры по условиям контракта "в ближайшее время". Анонсировалось, что обсуждение этого вопроса будет проходить на экспертном уровне в течение следующих трех месяцев, но похоже, до подписания контрактов дело так и не дошло.

Месторождение Farzad-B расположено на блоке Farsi. Общие запасы Farzad-B оцениваются в 607 миллиардов кубометров, а извлекаемые запасы составляют 358,4 миллиарда. Разработка месторождения была  признана коммерчески целесообразной еще в 2008-м Farzad-B, однако инвестиционного решения по проекту так и не приняли. С 2010-го Тегеран безуспешно пытается убедить индийских инвесторов приступить к реализации данного перспективного проекта. Блок Farsi при этом разрабатывает консорциум индийских компаний (ONGC Videsh Ltd., India Oil Corp. и Oil India) c 2002 года. Помимо Farzad-B на участке открыто крупное газовое месторождение Binaluod.

"Тегеран по непонятной причине полагает, что на его предложения должны гурьбой рвануть инвесторы со всех концов планеты, неся с собой мешки денег. Когда этого не случается, начинаются подобные торги с попыткой "столкнуть лбами" конкурентов. При этом России может быть выгодно участие в отдельных проектах, но стоит помнить: развивая иранские месторождения, компании РФ сами себе создают серьезного конкурента на европейском нефтегазовом рынке.

При том, что Тегеран, пусть и считается партнером РФ в Сирии, все же отказывается покупать высокотехнологичное оборудование РФ, к любым сделкам нужно подходить крайне скептически. Именно с позиции максимальной экономической выгоды, равно как это делает Иран. Тем более, что недостатка в проектах с углеводородами на Ближнем Востоке у России нет – в Ираке страна участвует к крупном газовом проекте, еще одно месторождение "Роснефть" разрабатывает в Египте", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 25.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики