Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Война с «Северным потоком-2»: эгоистический интерес Польши

Война с «Северным потоком-2»: эгоистический интерес Польши

В настоящее время несколько восточноевропейских стран объявили войну проекту «Северный поток-2». Во главе этого «антитрубопроводного» лобби стоит Польша, старающаяся сунуть как можно больше палок в колёса проекта. Варшава не перестаёт заявлять, что новый газопровод «угрожает энергетической безопасности Европы» и должен быть заблокирован.

Личный интерес

Напомним, что «Газпром» в сентябре 2015 года подписал с пятью европейскими компаниями (Uniper, Wintershall, Shell, OMV и Engie) соглашение о создании совместного предприятия New European Pipeline – для реализации проекта «Nord Stream 2» стоимостью 9,9 млрд. евро. До конца 2019 года в его рамках по дну Балтийского моря планируется проложить две дополнительные ветки, которые значительно повысят возможности газопровода. Пропускная способность двух «ниток» составит 55 млрд. кубометров газа в год. Однако в марте 2016 года премьер-министры семи стран (Венгрии, Латвии, Чехии, Эстонии, Польши, Словакии, Румынии) и президент Литвы направили письмо в адрес главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, в котором заявили, что «проект может оказать существенное влияние (естественно, по их мнению, негативное. – Р.Х.) на рынок газа и развитие модели транзита топлива в первую очередь через Украину».

В июле того же года западные компании отказались от финансирования строительства газопровода в связи с возражениями польского антимонопольного регулятора UOKiK. Дело в том, что компании-партнёры были вынуждены подать заявку на создание совместного предприятия польскому регулятору, так как у «Газпрома», Shell, Uniper (E.ON) и Wintershall есть бизнес-проекты в этой стране. И хотя газопровод не будет проходить по территории Польши, нежелание учесть позицию Варшавы означало бы риск для активов в Польше и судебные иски в ЕС. В отличие от Германии, где создание СП согласовали быстро, в Варшаве регулятор тянул более полугода и высказал свои претензии: дескать, «Северный поток-2» ограничит конкуренцию.

«С одной стороны, "Северный поток-2" Варшаве выгоден, так как она сможет покупать больше газа у немецких компаний и, как она сама заявляет, отказаться от продления долгосрочного контракта с "Газпромом". С другой - "Северный поток-2" стал сегодня настолько политизированным проектом…» – сетует заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Консорциум планировал оспорить выводы регулятора, но всё завершилось отзывом заявки. С этого момента партнеры разрабатывали альтернативные варианты сотрудничества, и «Газпрому» в итоге пришлось взять всю ответственность за проект на себя. Продолжая строить козни, в сентябре прошлого года Варшава объявила, что намерена оставить «Газпром» без дивидендов в компании EuRoPolGaz, управляющей польским участком «Ямал–Европа». Средства должны были пойти на строительство второго «Северного потока», речь шла о сумме около 200 млн. долларов. В компании EuRoPolGaz польская PGNiG контролирует 52%, а «Газпром» – 48%.

Аналитик ФНЭБ Игорь Юшков заявил, что поляками движет экономический интерес: «Сегодня в Польше действует терминал сжиженного природного газа, он станет рентабельным при увеличении загрузки. А это возможно только в том случае, если Польша начнет экспорт СПГ в соседние страны. Те не хотят его покупать, так как он дороже российского трубопроводного, но Польша будет и дальше продвигать идею СПГ».

Отсутствие солидарности

Свой эгоистический интерес Варшава старается скрыть за патетической риторикой. Польский министр по делам ЕС Конрад Шиманский заявил на страницах Financial Times: «Поддерживая "Северный поток-2", ЕС фактически помогает режиму, чью агрессию Евросоюз и пытается наказать с помощью санкций. Продвижение экономических интересов отдельных стран за счёт безопасности и стабильности других не является для ЕС способом избежать кризиса. Евросоюз не может продолжать оказывать финансовую поддержку Украине, поддерживать санкции против России и призывать к укреплению Энергетического союза и в то же время сотрудничать с "Газпромом" по проекту. Необходимо отказаться от кратковременной личной выгоды в пользу интересов Евросоюза в целом. "Северный поток-2" не должен стать примером того, как ЕС закрывает глаза на принципы, на которых он был создан».

Усилия Варшавы не дали ожидаемых ею плодов – 18 февраля вице-канцлер и министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль в ходе дискуссии на конференции в Мюнхене по безопасности выступил против отказа по политическим мотивам от «Nord Stream 2». Незадолго до того польский премьер Беата Шидло заявила германскому канцлеру Ангеле Меркель, что реализация «Северного потока-2» неприемлема для Варшавы. Однако, как вынуждена была признать Б. Шидло, вопрос официально должен решаться Брюсселем. Вслед за этим пошли разговоры, что власти ЕС не очень-то могут повлиять на проект, так как газопровод пройдёт большей частью вне юрисдикции Евросоюза – в нейтральной зоне Балтийского моря. В Еврокомиссии подтвердили, что у неё нет юридических оснований блокировать проект. «Нам не нравится "Северный поток-2" в политическом отношении. Но у комиссии нет юридических оснований ему препятствовать, поскольку правила Евросоюза не распространяются на морскую часть трубопровода», – цитирует The Wall Street Journalслова представителя Еврокомиссии Анны-Кайсы Итконен.

Руководитель немецкого энергетического гиганта Wintershall Марио Мерен обвинил Польшу в политизации проекта, из-за чего его компания уже несет убытки. «Польша пыталась срывать "Северный поток-1" и пытается делать это далее – прямо дежавю. Это привело к тому, что мы предоставляли свои мощности из Западной Европы в Польшу, чтобы устранить их опасения, что те могут быть оторваны от газоснабжения. Но они оказались почти невостребованными, потому что, наверное, из России газ обходится дешевле», – заявил М. Мерен. В свою очередь, член правления Wintershall Тило Виланд заметил, что, хотя Польша всегда требует солидарности от других европейских стран, сама не проявляет готовности уважать волю других. «Солидарность – это не дорога с односторонним движением. И как раз на примере "Северного потока-2" Польша могла бы показать, что готова проявлять солидарность, что она готова не только брать, но и давать», – заметил Т. Виланд.

В апреле глава направления разрешительной документации компании «Nord Stream 2» Саймон Боннел сообщил о том, как ведется процесс международных консультаций о потенциальном трансграничном воздействии. В нём участвуют как страны, через чьи воды намечен маршрут газопровода (Германия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия), так и «затрагиваемые стороны» – все другие государства Балтийского моря (Латвия, Литва, Польша, Эстония). Они могут быть потенциально затронуты трансграничным воздействием, а значит, имеют право участвовать в международных консультациях. Для строительства газопровода необходимо получить разрешения от РФ, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. В Швеции заявка на разрешение была подана в сентябре 2016 года, в Германии – в марте этого года, в Дании – в апреле. В начале апреля Минприроды РФ представило Дании, Германии, Латвии, Литве, Польше, Эстонии, Швеции и Финляндии документацию по оценке воздействия на окружающую среду процесса строительства газопровода.

Потерянная выгода

Влияние Польши достаточно велико, чтобы воздействовать в желательном ей направлении на некоторые близлежащие государства. И в этом плане поучительная история произошла с Латвией, которая категорически отказалась участвовать в строительстве «Nord Stream 2». По мнению её министра иностранных дел Эдгара Ринкевича, поддержка проекта является угрозой для безопасности государства и не соответствует его экономическим интересам. Поступившее предложение предусматривало, что порт Вентспилс мог бы принимать необходимые для строительства газопровода трубы, хранить их на своих площадках и доставлять на место прокладки в море. Более того, инвесторы предлагали вложить в порт 14 млн. евро, построив дополнительные грузовые площадки площадью 7 гектаров, которые затем были бы переданы Вентспилсу. Однако, по словам Э. Ринкевича, использование территории государства для строительства газопровода может использоваться как «прикрытие для разведывательной активности российских спецслужб на территории Латвии». Министр отрезал: «Правительство Латвии против проекта Nord Stream 2. Потому что его государственная поддержка откровенно противоречила бы основным принципам нашей внешней политики, направленной на сотрудничество со странами ЕС и НАТО».

Со своей стороны, депутат Европарламента от Латвии Кришьянис Кариньш (коллега Ринкевича по партии «Единство») допускает, что некоторые местные предприниматели могли бы заработать на «Северном потоке». Но при этом газопровод якобы ослабил бы энергетическую и геополитическую безопасность государства. «Если порты Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии, Литвы и Латвии отказываются от предложения о сотрудничестве, проект становится всё дороже и неинтереснее. Поэтому противиться ему нужно всеми способами, не позволяя усиливать зависимость Европы от Москвы», – считает К. Кариньш.

А вот мэр Вентспилса Айвар Лембергс не мог скрыть досаду и прямо заявил, что Латвия отказалась от участия в проекте, повинуясь Польше. По его мнению, латвийский министр экономики Арвил Ашераденс («Единство») предал национальные интересы. «К сожалению, получается, что Ашераденс работает в национальных интересах не Латвии, а Польши, Украины, Белоруссии, Словакии, Чехии и других стран. Он пытается максимально навредить стратегическому партнеру Латвии – Германии, являющейся страной НАТО и сердцем Евросоюза. Nord Stream 2 – это вопрос, прямо касающийся энергобезопасности Германии, в дальнейшем планируется постройка портов на территории Великобритании, также партнера Латвии. Конечно, названные мною страны заботятся о своих экономических интересах. Если они заплатят нам компенсацию, то я понимаю, а просто отказываться за красивые глаза – это близоруко. Это грубое предательство национальных интересов Латвийской Республики», – сказал А. Лембергс.

У мэра оставалась надежда, что, несмотря на правительственный отказ, какие-то частные компании из Вентспилса всё же смогут поучаствовать в проекте, но россияне заявили, что не хотят ничего делать «с чёрного хода», будут уважать волю правительства Латвии, а значит, обойдутся без её участия. «Надеюсь, поляки, украинцы, чехи и словаки заплатят Латвии. Общий ущерб для народного хозяйства Латвии составит примерно 100 млн. евро», – утверждает взбешенный мэр.

Наивная надежда! Вряд ли латвийские чиновники получат от своих польских «друзей и партнеров» награду большую, чем одобрительное похлопывание по плечу. 

Автор: Роман Холодов

Источник: Ритм Евразии, 29.05.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики