Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев — Донбассу: «Не нужен нам ваш уголь»

Киев — Донбассу: «Не нужен нам ваш уголь»

Власти «незалежной» обещают, что уже к 2019 году полностью откажутся от антрацита

Правительство Украины объявило о принятии стратегии развития теплоэнергетики, которая позволит стране полностью отказаться от угля антрацитовой группы к 2019 году.

«Одобрена концепция реформирования и развития угольной отрасли. Она предусматривает, в частности, полное замещение до 2019 года антрацитового угля. Полностью отказаться от антрацита мы планируем в 2019 году», — заявил министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.

Ранее Насалик сообщал, что его ведомство уже подало в правительство документы о запрете импорта угля из России. Вместо российского сырья «незалежная» планирует заключить контракт на поставку угля антрацитовой группы из США. А пока что Россия поставляет Украине около миллиона тонн угля в месяц и остается ее главным поставщиком. Как сообщила Государственная фискальная служба Украины, импорт угля из России на Украину с 1 января по 31 марта составил 61,59%. Оставшиеся объемы Украина в основном получает из США и Канады.

Политика украинских властей по отказу от углей антрацитовой группы напрямую связана с блокадой ДНР и ЛНР, объявленной Киевом. Дело в том, что антрацит добывается преимущественно в Донбассе. Из 15 ТЭС, функционирующих на территории Украины, шесть работают исключительно на углях антрацитовой группы, а остальные — на углях других марок. На антраците работает, в том числе, Трипольская ТЭС, которая питает Киев.

В феврале 2017 года правительство Украины даже было вынуждено ввести чрезвычайное положение из-за дефицита угля на своих ТЭС после того, как «активисты» перекрыли железнодорожные пути и мешали поставкам. Тогда власти заговорили о том, чтобы закупать сырье в ЮАР и других странах, но его доставка заняла бы слишком много времени. Первые партии пришли бы на Украину не раньше апреля-мая.

Весной в стране из-за дефицита угля пришлось остановить пять электростанций: Приднепровскую, Славянскую, Трипольскую, Змиевскую и Криворожскую. Чтобы компенсировать это, в общем объеме генерации была увеличена доля атомных электростанций.

Но проблема в том, что, как говорят эксперты, атомные станции Украины зависят лишь от запаса прочности, которые заложили в них советские инженеры и строители. Длительное использование АЭС в режиме максимальных нагрузок может привести к техногенной аварии, последствия которой могут быть плачевными.

Безусловно, Украина может не просто отказаться от антрацита, но и попытаться полностью заменить российский и донецкий уголь поставками из США и других стран. Но, как объясняет глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, это будет стоить гораздо дороже, и потому экономически нецелесообразно. Впрочем, украинские власти никогда особо не руководствовались соображениями экономической целесообразности. 

— Вопрос не только в технологии, но в том, как найти схему замещения, — говорит Александр Пасечник. — В этом основная проблема. Очевидно, украинские власти не хотят использовать уголь Донбасса, который сейчас все равно заходит к ним по транзитным каналам, просто его происхождение умалчивается. Им остаются худшие в коммерческом смысле альтернативы. Но по политическим соображениям Киев готов серьезно переплачивать и тратить несколько лет на перестройку всей системы ТЭС.

«СП»: — А где Украина может брать уголь, который станет альтернативой антрациту?

— Они вели переговоры с американцами, пытались закупать уголь у Австралии и ЮАР. Но в любом из этих вариантов им придется платить несколько сот лишних миллионов долларов по контрактам. Логистические плечи, несмотря на дешевизну морских перевозок, слишком велики, поэтому такие поставки все равно будут гораздо дороже и проигрывают донбасскому углю.

Но если это выбор украинских властей, что тут можно сделать? Наверное, такой подход их устраивает и даже нравится. Экономика страны убита, надо искать пути повышения ее эффективности, сокращения издержек. Но Киев эти издержки, напротив, искусственно наращивает.

Кстати, то же самое происходит и с газом. Вместо того чтобы покупать его напрямую у России, они закупают все тот же российский реверсный газ в Европе и сами признают, что переплачивают до 30 долларов за каждую тысяч кубометров. То же самое будет и с углем.

«СП»: — А технически переоборудовать украинские ТЭС на угли другой группы возможно?

—  Для реконструкции ТЭС потребуется немало вложений. Но сначала нужно решить вопрос, откуда брать уголь и сколько он будет стоить, и только потом уже заниматься переоборудованием системы ТЭС.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что у Украины нет достаточно ресурсов для того, чтобы полностью переоборудовать свои ТЭС. Тем более что нужно вести речь не о переоборудовании, а о строительстве новых электростанций практически с нуля.

— 2019 год — это год выборов на Украине, и есть вероятность, что после них нынешний президент не продолжит свою работу в этом качестве. По этой причине руководство страны может обещать после 2019 года все, что угодно — золотые горы, отдать все кредиты, повысить пенсии, выдать по тысяче евро каждому. Обещание перевести ТЭС с антрацита на угли других марок — это примерно из этой же серии.

Хотя здесь может быть и рациональное зерно, связанное с тем, что энергопотребление на Украине резко снизилось и продолжает снижаться. Чем меньше потребителей, чем меньше крупных промышленных предприятий, тем меньше им нужно энергоресурсов, в том числе угля. В этой связи отказаться от антрацита можно. Во всех других случаях отказаться от антрацита и перевести ТЭС на другие марки угля физически невозможно.

«СП»: — Почему?

— У Украины нет для этого ни времени, ни денег, ни специалистов, ни оборудования. Угольные электростанции — это весьма специфическая вещь. Если хоть ненадолго перестать ими заниматься должным образом, использовать другое топливо или не вкладываться в их ремонт и модернизацию, то можно быстро лишиться. Затраты, которые вы будете нести, чтобы решать накапливающиеся проблемы с оборудованием, будут перекрывать любую пользу, которую приносят эти электростанции.

Проблема в том, что если посмотреть на эти обещания без приложения к конкретной стране, то нужно хотя бы пять лет для того, чтобы составить проект, заказать оборудование, все смонтировать, провести пуск и наладку, ввести в эксплуатацию. Речь даже не о модернизации существующих мощностей. Это технически очень сложно, потому что велик риск повредить оборудование и сломать всю систему. По-хорошему, подобное мероприятие совершается путем строительства новых генерирующих мощностей, а старые просто закрываются. Ведь они менее эффективны.

Поэтому мне кажется, что все заявления украинского Министерства энергетики — это не более чем пиар и пустые обещания. Либо же искренние ожидания того, что количество потребителей на Украине снизится настолько, что электростанции, работающие на антраците, будут просто не нужны. 

Автор: Анна Седова

Источник: Свободная пресса, 26.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики