Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев арестовал акции «Газпрома»: транзит газа в Турцию под угрозой?

Киев арестовал акции «Газпрома»: транзит газа в Турцию под угрозой?

Киев арестовал 40% акций украинской компании «Газтранзит», которые принадлежат «Газпрому». Таким образом департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины взыскивает с российского холдинга более 189 млрд гривен (порядка 395 млрд рублей) штрафа, который наложил на него Антимонопольный комитет Украины за якобы злоупотребления на рынке транзита газа. В сумму входит и пеня за просрочку выплаты штрафа. Его «Газпром» так и не смог опротестовать в украинских судах, а эксперты сошлись во мнении, что судебное разбирательство имеет политическую подоплеку, так как «Газпром» — единственная компания, которая осуществляет транзит газа через Украину.

Акционерное общество «Газтранзит» создали в 1997 году «Нафтогаз Украины», «Газпром» и турецкие «Турусгаз», «Трансбалкан» для увеличения пропускной способности магистрального газопровода Ананьев-Тирасполь-Измаил. Это — одна из транзитных магистралей, по которой газ подается в Румынию, Болгарию и Турцию. На ней по заказу «Газтранзита» в 2001 году построили компрессорную станцию «Тарутино» и три лупинга.

 

Карта: gastransit.com.ua.

 

За 16 лет, по данным «Газтранзита», через оборудование компании подали около 300 млрд кубометров газа. Компрессорная станция и лупинги и являются главным активом компании, если не считать здания в Киеве. Общая стоимость активов «Газтранзита» оценивается в $ 20 млн.

По данным «Укртрансгаза», суточная подача газа через газораспределительную станцию Орловка, на которой замыкаются экспортные магистрали в Румынию, Болгарию и Турцию, составляет около 50 млн. кубометров. Из них половина, судя по всему, идет по газопроводу Ананьев-Тирасполь-Измаил. В начале года «Нафтогаз Украины» разрешил «Укртрансгазу» продлить на один год соглашение с «Газтранзитом» по транспортировке российского газа и увеличить суточный объем до 20,5 млн кубометров.

«Сложно сказать, но мне кажется, что ситуация с акциями „Газпрома“ не повлияет на транзит газа, так как объекты „Газтранзита“ находятся в оперативном управлении оператора украинской ГТС, „Укртрансгаза“, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — В интересах Украины обеспечить стабильность поставок, чтобы не получить новый международный скандал. Единственный вопрос: кто будет финансово обеспечивать деятельность оборудования, например, закупать топливный газ».

Срыв поставок в Турцию вряд ли произойдет. Такого мнения придерживается и заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Арест акций напрямую не влияет, но риски для транзита, очевидно, растут», — сказал эксперт. 

Ранее глава Минюста Украины Павел Петренко заявил, что документы на принудительное взыскание с «Газпрома» поступили в исполнительную службу и ведомство активно ищет активы российского холдинга в стране. Как сообщают украинские источники, помимо 40-процентной доли «Газпрома» в «Газтранзите», под арест также попала недавняя инвестиция «Газпрома» в свою дочернюю компанию в размере 232 млн рублей.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич сказал EADaily, что активы «Газпрома» на Украине хорошо известны и вряд ли компания что-то скрывала. «По открытой информации, в Украине «Газпром» владеет 40% ЧАО «Газтранзит». Кроме того, у российской компании есть еще 40% акций ОАО «ЮжНИИГипрогаз» и ООО «Газпромсбыт». Если с «Газтранзитом» у Киева получилось, то, например, с проектным институтом, по мнению эксперта, будет сложнее. Он находится в Донецке, который Киев не контролирует.

В любом случае, предполагает эксперт, активы «Газпрома» на Украине не стоят даже малой доли штрафа, а попытки взыскать значительные средства с «Газпрома» внутри Украины обречены на провал. «В последнее время много говорили об аресте транзитного газа. Однако Киев вряд ли пойдет на это, так как будет грандиозный скандал с ЕС и он поставит под вопрос украинский транзит в Европу вообще», — считает Дмитрий Марунич.

Ранее, как заявил министр энергетики России Александр Новак, вице-президент Еврокомиссии по энерговопросам Марош Шефчович пообещал ему, что Украина не будет реализовывать судебное решение по штрафу АМКУ. «Нам господин Шефчович написал в своем письме, что у него есть гарантии со стороны Украины, что никаких действий по взысканию штрафа и наложению ареста на имущество не будет. Мы не удовлетворены, потому что это не юридические гарантии, это словесные. Что, в принципе, проявилось в том, что недавно украинский суд возбудил исполнительное производство по этому поводу», — сказал Новак в интервью РИА Новости.

«Если такие гарантии были даны, то, получается, Киев подставил Еврокомиссию и дал дополнительный аргумент „Газпрому“ в том, почему он строит обходные газопроводы», — считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий.

Напомним, три недели назад «Газпром» приступил к строительству газопровода «Турецкий поток», по которому в конце 2019 года начнется снабжение страны газом в обход Украины.

По мнению экспертов, причиной штрафа АМКУ могла стать идея, что он станет дополнительным аргументом для Стокгольмского арбитражного суда, где рассматривают взаимные многомиллиардные иски «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» по 10-летнему контракту, который компании заключили в 2009 году.

Источник: EADAily, 31.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики