Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия предложила создать супер-ОПЕК

Россия предложила создать супер-ОПЕК

Россия предложила после завершения действия венского соглашения разработать новые принципы для сотрудничества между странами ОПЕК и странами, не входящими в картель, — сообщил министр энергетики РФ Александр Новак.

«Необходимо выработать новые рамочные принципы для продолжения устойчивого, долгосрочного сотрудничества между ОПЕК и не ОПЕК (ОПЕК+) даже после завершения срока действий венских соглашений. Россия выступает за проведение регулярных экспертных мероприятий с участием представителей ОПЕК и не ОПЕК по обсуждению актуальных тенденций развития ситуации на рынке нефти», — сказал Новак, выступая на заседании энергодиалога Россия-ОПЕК, передает РИА Новости.

Напомним, страны ОПЕК в ноябре прошлого года договорились о сокращении добычи на 1,2 млн баррелей в день по отношению к октябрьскому уровню добычи в целях стабилизации нефтяных цен. Соглашение поддержали одиннадцать не входящих в ОПЕК стран, согласовав сокращение своей добычи суммарно на 558 тыс баррелей, в том числе Россия сократила нефтедобычу на 300 тыс баррелей. Соглашение было заключено на первое полугодие 2017 года, и 25 мая все участники венского соглашения согласились продлить его еще на девять месяцев — до конца первого квартала 2018 года.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» рассказал, что новый формат, в котором будет вестись постоянный диалог между ОПЕК и свободными нефтедобытчиками — это скорее некий личный проект Александра Новака, такой проект новых взаимоотношений с другими производителями, который он продвигает. «Понятно, что ОПЕК — организация, которая создавалась для того, чтобы регулировать объемы добычи и тем самым влиять на цены на нефть — она не работает. Получается, что ОПЕК сейчас добывает всего 40% от мировых объемов производства нефти. Естественно, когда она добывает меньше половины нефти, она мало как может влиять на рынок. Поэтому, по сути, мы видим некое такое ОПЕК 2.0, которое предлагает создать Новак, чтобы тот формат, который был достигнут в ноябре 2016 года и теперь подтверждается, как-то формализовать, чтобы он действовал на постоянной основе, по сути пытаясь регулировать объемы добычи и тем самым оказывать влияние на рынок нефти. Но большой вопрос — будет ли создан такой постоянно действующий формат? Потому что мы видим, что когда Россия и другие страны плюс ОПЕК сокращают объемы добычи, этим в США тут же начинают пользоваться сланцевые добытчики. Пользуются даже не этим, а тем, что цена на нефть выросла, они вновь становятся рентабельными и увеличивают объемы добычи», — поведал аналитик.

«Получается, что мы просто уступаем им место на рынке. Я думаю, что бесконечно это продолжаться не может. Просто рано или поздно встанет вопрос: а зачем мы сокращаем объемы добычи, когда это приводит к тому, что мы теряем долю на рынке? И тогда не факт, что страны согласятся с тем, что это действительно выгодная стратегия. Может быть, все эти договоренности развалятся, и каждый опять будет сам за себя. Поэтому здесь, скорее всего, Новак не рассчитывает на то, что эта некая организация в новом формате будет существовать года или десятилетия. Я думаю, что он прекрасно понимает особенности рынка нефти, а во многом он психологический. Нужны постоянные инфоповоды, которые будут влиять на трейдеров. Трейдеры видят, что готовится сделка, начинают играть на повышение, цена нефти растет, все страны-экспортеры зарабатывают на этом. Потом подписали само соглашение, опять цена нефти растет, трейдеры поднимают фьючерсы, соответственно страны-экспортеры зарабатывают на дорогой нефти», — пояснил Игорь Юшков.

«Я думаю, что просто Новак решил постоянно генерировать позитивные инфоповоды: говорить, что теперь создадим постоянно действующую организацию, расширенный ОПЕК, потом он будет говорить о том, что ведутся переговоры о каких-то дополнительных форматах сокращения, а не просто о заморозке. Чем больше генерируется таких позитивных инфоповодов, тем дороже становится нефть, потому что это рынок бумажной нефти, фьючерсы — это не реальные контракты. Поэтому я думаю, что на самом деле он очень правильно делает в плане информационной политики. Он постоянно будет генерировать инфоповоды, которые будут поддерживать цену на нефть, и это даже более важно, чем реально сокращать объемы добычи или замораживать их, потому что как раз сланцевые проекты тоже в этом плане генерируют очень много новостей, которые зачастую как раз приводят к тому, что цена нефти падает. Это новости о том, что они увеличили количество буровых установок, увеличили добычу, улучшили технологии, повысили свои экономические показатели. И страны ОПЕК должны тоже противостоять в информационном поле США, генерировать свой информационный поток. Новак, я думаю, как раз это сейчас и делает», — выразил свое мнение ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Эксперт отметил, что сейчас сложно говорить о том, будет ли востребован новый формат по истечении венского соглашения, или оно будет продлено, поскольку на данный момент слишком много неопределенностей. «Будут ли наращивать добычу Иран, Ливия, Нигерия, которые остаются за скобками всех этих соглашений, что будет с Алжиром — там нестабильная ситуация, как будет вести себя добыча при $50 за баррель? В России у нас тоже новые проекты, их надо реализовывать, но никто не вкладывает в них деньги из-за нестабильности в экономике. Потом — что будет с теми же сланцевыми проектами, насколько они повысят свою эффективность? Слишком много неопределенностей. Я думаю, что никто не загадывает наперед, поэтому Новак в общем-то так и говорит: создадим некую новую организацию. Потому что сейчас об этом можно говорить. Потом, если тебе припомнят, что ты говорил такое, можешь сказать, что изменилось много сопутствующих факторов, многое поменялось, поэтому мы поменяли нашу позицию. Сейчас можно заявлять все, что угодно, и он делает это правильно, потому что опять же генерирует позитивные инфоповоды, которые влияют на цену на нефть», — заключил Игорь Юшков.

В свою очередь старший аналитик «УралСиб» Алексей Кокин высказал мнение о том, что относительный успех соглашения ОПЕК+, которое было достигнуто в конце прошлого ноября, вдохновил Россию и другие страны, не входящие в ОПЕК. «Поэтому Россия и задумалась о том, чтобы сохранить какой-то формат взаимодействия, который в случае необходимости позволил бы снова вернуться к фактическому квотированию добычи нефти, вернуться к восстановлению максимальных уровней ее добычи. То есть, видимо, Россия не хотела бы формально вступать в какую-то организацию, поскольку это накладывало бы на нее какие-то постоянные обязательства, а именно хотела бы таким образом взаимодействовать с ОПЕК, чтобы в какие-то трудные минуты, в ситуациях, когда есть какая-то проблема перепроизводства или проблема слабого спроса, иметь возможность целенаправленно ограничивать добычу. Я думаю, что в этом и заключается смысл предложения. Тем более, что до того, как это решение о координации было принято, до того, как оно стало исполняться в России в первом квартале этого года, большинство информированных наблюдателей, мне кажется, довольно скептически оценивало возможность снижения добычи в РФ по решению какого-то координирующего органа или по соглашению с ОПЕК. Сейчас, видимо, такое снижение оказалось реальностью, оно работает, поэтому сейчас несколько по-другому выглядит сама перспектива сотрудничества, чем это было год назад. То есть видно, что оно в принципе может работать и к нему можно вернуться в будущем», — поведал эксперт.

Говоря о том, стоит ли ожидать того, что новый формат потребуется по истечении венского соглашения, аналитик также отметил, что это будет зависеть от множества факторов, говорить о которых сейчас преждевременно. «Мы просто не знаем, как будет обстоять ситуация с запасами нефтепродуктов в мире, какое будет положение к концу первого квартала. Я думаю, что если запасы нефтепродуктов вернутся на средний уровень за пять лет, как и планировалось ОПЕК, а тем более если они окажутся ниже этого среднего, тогда, я думаю, не будет никакого продления, потому что определенная опасность состоит в том, что цены могут отреагировать слишком сильно на падение запасов, и это тоже вряд ли входит в планы Саудовской Аравии, потому что это стимулирует рост добычи в США, рост добычи в Канаде и инвестиции в разнообразные нефтяные проекты. Поэтому мне кажется, что какая-то вероятность продления существует, но в принципе если все пойдет по плану ОПЕК, если все пойдет по плану Саудовской Аравии, то потребности в продлении не будет просто из-за того, что оно может вызвать серьезный рост до таких уровней, когда высокие цены станут стимулировать инвестиции в сектор за пределами этих стран-участников соглашения, что в общем-то крайне нежелательно для них самих», — заключил Алексей Кокин.

Источник: Вестник Кавказа, 31.05.2017

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики