Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели»

И. Юшков: «Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели»

Стокгольмский арбитраж признал недопустимым применение в контракте нормы «бери или плати», что стало поражением «Газпрома». Получается, что отметаются все претензии российской компании к «Нафтогазу» по этому вопросу. Самая большая сумма в иске как раз и заключалась в этом вопросе: Украина несколько лет не выбирала объемы газа, как должна была делать. «Газпром» насчитывал ей компенсацию за это нарушение контракта.

Плюсом для российской монополии является то, что Стокгольм не принял украинскую сторону по вопросу транзита, о чем Киев молчит. Украина требовала поднять тариф на транзит газа и, соответственно, предъявляла встречные иски «Газпрому». Стокгольмский арбитраж отмел эти претензии. Таким образом, произошел некий «взаимозачет». Но по суммам требования «Газпрома» к «Нафтогазу» были значительно больше. В этом плане российская сторога уступила Украина.

Но неясно, с какого срока арбитраж признал недопустимой норму «бери или плати». То ли с самого начала действия контракта, то есть с 2009 года, то ли с более позднего времени.

Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели. Из документа убираются условия запрета реэкспорта, норма «бери или плати». В Европе к этому формату пришли не сразу, поэтому неясно, с какого момента действуют эти требования.

Плюс для «Газпрома» в том, что пересмотр цены идет с 2014 года. То есть с 2009 по 2014 цены оспариваться не могут. Поэтому неясно, какую именно цену на газ арбитраж посчитал несправедливой. Мы помним, что цена после госпереворота с учетом отмены скидок составила, если не ошибаюсь, 475 долларов за тысячу кубов, что является одной из самых высоких в Европе. Дальше она начала снижаться. Но явно, что Стокгольм считает справедливой не ту цену, о которой говорят украинцы. Они считают, что в 2014 году цена должна была составлять менее 200 долларов, что является очень низким показателем. Скорее всего, остановятся на середине. Отсюда будет видно, кто кого переборет и кому присудят выплачивать компенсации. Так что, история продлится еще долго. Стороны, скорее всего, будут протестовать против отдельных решений.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 02.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики