Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели»

И. Юшков: «Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели»

Стокгольмский арбитраж признал недопустимым применение в контракте нормы «бери или плати», что стало поражением «Газпрома». Получается, что отметаются все претензии российской компании к «Нафтогазу» по этому вопросу. Самая большая сумма в иске как раз и заключалась в этом вопросе: Украина несколько лет не выбирала объемы газа, как должна была делать. «Газпром» насчитывал ей компенсацию за это нарушение контракта.

Плюсом для российской монополии является то, что Стокгольм не принял украинскую сторону по вопросу транзита, о чем Киев молчит. Украина требовала поднять тариф на транзит газа и, соответственно, предъявляла встречные иски «Газпрому». Стокгольмский арбитраж отмел эти претензии. Таким образом, произошел некий «взаимозачет». Но по суммам требования «Газпрома» к «Нафтогазу» были значительно больше. В этом плане российская сторога уступила Украина.

Но неясно, с какого срока арбитраж признал недопустимой норму «бери или плати». То ли с самого начала действия контракта, то есть с 2009 года, то ли с более позднего времени.

Решение Стокгольмского арбитража показывает, что российско-украинский газовый контракт приводится к европейской модели. Из документа убираются условия запрета реэкспорта, норма «бери или плати». В Европе к этому формату пришли не сразу, поэтому неясно, с какого момента действуют эти требования.

Плюс для «Газпрома» в том, что пересмотр цены идет с 2014 года. То есть с 2009 по 2014 цены оспариваться не могут. Поэтому неясно, какую именно цену на газ арбитраж посчитал несправедливой. Мы помним, что цена после госпереворота с учетом отмены скидок составила, если не ошибаюсь, 475 долларов за тысячу кубов, что является одной из самых высоких в Европе. Дальше она начала снижаться. Но явно, что Стокгольм считает справедливой не ту цену, о которой говорят украинцы. Они считают, что в 2014 году цена должна была составлять менее 200 долларов, что является очень низким показателем. Скорее всего, остановятся на середине. Отсюда будет видно, кто кого переборет и кому присудят выплачивать компенсации. Так что, история продлится еще долго. Стороны, скорее всего, будут протестовать против отдельных решений.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ

Опубликовано: Politcom.Ru, 02.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики