Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго просит отложить нефтяникам уплату акцизов на бензин

Минэнерго просит отложить нефтяникам уплату акцизов на бензин

Рост налоговой нагрузки создает риски повышения стоимости бензина

Минэнерго предложило правительству дать нефтеперерабатывающим заводам отсрочку по уплате акцизов на бензин до двух месяцев. По мнению ведомства, продолжающаяся модернизация крупнейших предприятий требует значительных вложений, поэтому для них стоит снизить налоговое бремя. Это также позволит сдержать рост цен на бензин. Идею уже раскритиковали в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), где считают, что заводы можно было бы поддержать снижением акцизов.

Продолжающаяся в России череда модернизаций на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) вкупе с увеличением налогового бремени сделало многие НПЗ убыточными, говорил в начале мая замминистра энергетики Кирилл Молодцов. Чтобы не останавливать модернизацию и не допустить закрытия ряда заводов, Минэнерго направило в правительство предложения по поддержке отрасли (имеются у «Известий»). В пресс-службе ведомства подтвердили «Известиям» факт отправки документа.

Согласно предложениям ведомства, основным вариантом поддержки заводов может стать отсрочка уплаты акцизов на бензин. По действующему законодательству акциз уплачивается за каждую конкретную поставку в течение следующего за поставкой месяца. Нефтяники тратят довольно много средств на модернизацию своих заводов, поэтому тем НПЗ, кто соблюдает сроки модернизации, логично было бы дать право отсрочки по акцизам хотя бы на месяц или два, рассказал знакомый с предложениями министерства источник «Известий». По его подсчетам, с 2012 года нефтяники уже вложили в модернизацию более 0,9 трлн рублей.

На бюджете отсрочка по уплате акцизов «ощутимо» сказаться не должна, уверены в Минэнерго. По словам собеседника «Известий» в ведомстве, за предложения министерства высказываются все крупные нефтекомпании — владельцы заправок и НПЗ. Правительство получило предложения и проработает их в течение нескольких месяцев, сообщили «Известиям» в пресс-службе кабмина.

Акциз является косвенным налогом — помимо НДС — который нефтяники включают в цену топлива на заправке. Хотя объектом этого налога является именно автолюбитель, акцизы собираются не с реализующих бензин АЗС, а непосредственно с НПЗ. Во многом акциз выполняет еще и стимулирующую функцию — для низкоэкологичных классов топлива (ниже Евро-5) он выше, что побуждает переработчиков постоянно модернизировать производство и выпускать больше топлива пятого класса. Для государства же акциз является средством наполнения, в основном — дорожного фонда, и тратится на ремонт и строительство дорог.

Хотя нефтяники действительно включают величину акциза в стоимость бензина, это полностью не освобождает их от издержек, отметил заместитель генерального директора Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Александр Шахназаров. Акциз уплачивается практически моментально, в то время как бензин продается не сразу. Кроме того, акцизы из года в год растут, в то же время цены на бензин движутся вверх гораздо меньшими темпами, это играет для НПЗ «в минус», посетовал Александр Шахназаров.

— Искать средства на покрытие «кассового разрыва», когда акциз ты уже уплатил, но бензин пока на АЗС не продал, им неоткуда, кредиты слишком дорогие. Если отсрочки не дать, нефтяники могут начать думать о повышении стоимости бензина, — предупредил он.  

По оценкам эксперта, налоги составляют порядка 60% в конечной стоимости бензина, в то время как добыча и переработка нефти — всего 20%.

Акцизы на нефтепродукты за 2016 год выросли на 71% на бензин и на 45% на дизель. Это вызвало отставание в модернизации у многих крупных НПЗ, что беспокоит Минэнерго, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В итоге, по оценкам Независимого топливного союза, доходность АЗС упала с 25–26% в 2007–2009 годах до 17–18% в 2015–2016 годах, а некоторые заводы и вовсе ушли в «минус».

От проблем нефтяников мог бы избавить перенос уплаты акцизов с заводов на сами АЗС, весной Ассоциация нефтепереработчиков предлагала государству эту меру, но пока ответа не услышала, рассказал Александр Шахназаров. 

Вряд ли будет принято и предложение об отсрочке уплаты акциза — субсидировать переработчиков ради выполнения соглашений о модернизации было бы странно, сказал «Известиям» начальник управления контроля ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий Махонин.

— В моем понимании предложения пустые. Спрашивается, а где было министерство, когда перекраивали параметры уже действующего налогового маневра?! Хотите поддержать заводы — требуйте снижения акцизов. Акциз все равно же перекладывается в стоимость бензина, — сказал чиновник.

Представители Минфина, Минтранса и Минпромторга воздержались от комментариев. 

Автор: Арсенй Погосян

Источник: Известия, 02.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики