Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Споры вокруг «Северного потока-2» не помешают проекту привлечь средства — эксперт

Споры вокруг «Северного потока-2» не помешают проекту привлечь средства — эксперт

Споры сторонников и противников проекта «Северный поток-2» не помешают компании-оператору Nord Stream 2 AG привлечь средства кредитных организаций в рамках проектного финансирования, считает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проектам Алексей Гривач.

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Новый трубопровод планируется построить рядом с «Северным потоком». Компания-оператор проекта планирует привлечь около 70% средств на строительство газопровода в рамках проектного финансирования.

«Я думаю, что проект представляет интерес. ... А, главное, что риски у него малы. ... Поэтому кредиторы, банки с большим интересом смотрят на такие возможности. Для банка участие в хорошем проекте — это не только возможности для работы, но и правильное размещение деятельности, это работа на его кредитный рейтинг», — сказал Гривач.

«Споры, конечно, накладывают свой отпечаток на этот процесс. Но в то же время, споры были и тогда (во время реализации проекта „Северный поток“ — ред.). Может, не столь ожесточенные, но политически мотивированного поведения хватало и при том проекте», — также отметил он.

КТО, ГДЕ, КОГДА

По мнению Гривача, участие в планируемом проектном финансировании привлекательно как для банков, так и для различного рода кредитных агентств. При этом, скорее всего, в качестве кредиторов выступят в большинстве своем международные банки в составе консорциума. Не исключил он участия и одного банка российского происхождения.

"Банки могут принять участие самые разные, так как ни сам проект, ни его акционер, которым является "Газпром", ни компания-оператор не находятся в санкциях. Соответственно, никаких формальных ограничений по участию финансовых организаций в проекте, кроме их представлений о норме доходности и надежности, и рисках этого проекта, не существует«, — считает Гривач.

По мнению замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности, процесс заключения сделки по проектному финансированию с кредитными организациями будет осуществляться параллельно с получением разрешений на строительство.

«Ну, вот даже в рамках ... „Северного потока“ соглашение (о проектном финансировании — ред.) было подписано предварительное до получения всех разрешений, но там разница была буквально месяц. Окончательно соглашение по проектному финансированию было закрыто уже после получения всех разрешений. ... Я думаю, что это будет примерно похожая схема», — сказал Гривач.

При этом он отметил, что Nord Stream 2 AG планирует получить все разрешения на строительства к концу 2017 года или самое позднее в начале 2018 года.

ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Несмотря на многочисленные споры вокруг «Северного потока-2», официальный представитель Nord Stream 2 AG Себастьян Саас ранее заявлял, что в осуществлении проекта заинтересованы компании из 17 стран и уже привлечены более чем 4 миллиарда евро инвестиций.

Кроме того, в конце апреля Nord Stream 2 AG и европейские партнеры подписали соглашения о финансировании «Северного потока-2». «Газпром», который на данный момент является единственным акционером проекта, отмечал, что партнеры по «Северному потоку-2» — Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall — предоставят компании-оператору кредиты по ставке 6% годовых до 2019 года. При этом финансирование Nord Stream 2 AG предоставит и сам «Газпром» на таких же условиях.

Пять европейских компаний обязались предоставить долгосрочное финансирование в объеме до 50% от общей стоимости проекта, которая оценивается в 9,5 миллиарда евро. В то же время Nord Stream 2 AG планирует привлечь 70% на строительство газопровода в рамках проектного финансирования.

Член совета управляющих австрийской OMV Манфред Ляйтнер в апреле говорил РИА Новости, что партнеры предоставят согласованное ранее финансирование на реализацию проекта, если не будет собрано достаточно средств на рынке. Кроме того, глава правления OMV Райнер Зеле в мае выражал готовность компании осуществить дополнительное финансирование «Северного потока-2», если оно потребуется.

СПОРНЫЙ ВОПРОС

На «Северный поток-2» не распространяются правила внутреннего рынка ЕС, так называемого «третьего энергопакета», так как трубопровод будет проложен не по наземной части Евросоюза, а по морскому дну. Однако, по мнению Еврокомиссии (ЕК), морские трубопроводы не могут строиться и функционировать исключительно по законодательству третьей страны или в юридическом вакууме.

При этом в марте пресс-секретарь ЕК Анна-Кайса Итконен говорила, что Европейская комиссия не видит законных оснований препятствовать строительству «Северного потока-2», хотя он и не нравится ей политически.

В Nord Stream 2 AG, в свою очередь, заявляли, что трубопровод не строится в юридическом вакууме и лишь по правилам одной страны, но учитывает законодательство прочих стран, в том числе, в области окружающей среды. Кроме того, новый трубопровод должен пройти параллельно уже действующему «Северному потоку», построенному ранее с соблюдением множества международных правил.

Поскольку предоставление разрешения на прокладку трубопроводов находится в компетенции стран-членов ЕС, ЕК считает необходимым создать специальный юридический режим для морской части трубопровода, включающий ряд фундаментальных принципов, вытекающих из законодательства Евросоюза в области энергетики. По этому поводу ЕК выступает за проведения переговоров с РФ.

Среди этих принципов Еврокомиссия называет надлежащую прозрачность работы трубопровода, недискриминационное установление тарифов на прокачку газа, надлежащий уровень доступа к возможности прокачивать газ третьих сторон, а также уровень разделения деятельности по продаже и транспортировке.

Nord Stream 2 AG необходимость в данной инициативе не видит, считая юридическую структуру проекта «Северный поток-2» ясной. Так, компания отмечает, что официальный процесс получения разрешений на строительство в пяти странах, через экономические зоны которых должен пройти трубопровод (Россия, Швеция, Дания, Германия и Финляндия) идет в соответствии с правилами.

В Швеции Nord Stream 2 AG подал заявку на разрешение в сентябре 2016 года, в Германии — в марте этого года, в Дании — в апреле. Кроме того, Минприроды РФ представило контактным лицам конвенции Эспо в Дании, Германии, Латвии, Литве, Польше, Эстонии, Швеции и Финляндии разработанную оператором проекта документацию по оценке воздействия «Северного потока-2» на окружающую среду.

Источник: ПРАЙМ, 01.06.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики