Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба дойдёт до китайской границы

Труба дойдёт до китайской границы

На прошлой неделе Владимир Путин до всякого подписания межправительственного договора заявил о том, что — несколько недель, и труба дойдёт до китайской границы. Достаточно смелое убеждение, но, тем не менее, оно было сделано, и даже на этом фоне несколько выросли акции «Транснефти». То есть вот он так сказал, что через несколько недель мы закончим строительство.

Хотя на самом деле, безусловно, этот договор с Китаем достаточно принципиален, потому что речь идёт о достаточно серьёзном выборе России. Здесь надо принимать во внимание следующие моменты: уровень добычи внутри государства и объём экспортных поставок, которые мы делаем на традиционные рынки, потому что очень часто этот договор подаётся как возможность России выйти на новые для себя рынки сбыта. В общем-то, так всё и было, и логика была в том, что мы на востоке страны создаём новую нефтегазовую провинцию. Соответственно, нефтегазовые месторождения в Восточной Сибири станут основными источниками закачки нефти в ВСТО, и тем самым мы получим рост добычи и рост экспорта. Такая логика мне кажется абсолютно правильной, но в последнее время возникают несколько обстоятельств, которые заставляют более осторожно смотреть на подписанные документы.

Первое обстоятельство, на которое обращают внимание — это ситуация с добычей в России. Все уже знают, что в прошлом году впервые за эпоху Путина она упала. Данные первого квартала не обнадёживающие, темпы падения растут. Пока они, слава богу, не превратились в катастрофические (по первому кварталу там падение чуть более 1%), но, тем не менее, это факт. Хуже всего то, что сроки ввода новых месторождений на востоке страны остаются позднее заявленных. Отстаёт Талакан, Ванкор. Все месторождения вводятся либо позже, либо заявленные объёмы не производятся в срок. То есть мы наблюдаем систему отставания по развитию восточносибирских нефтяных месторождений. Это серьёзная проблема, потому что если на востоке страны нефть не будет добываться, это будет означать, что в восточную трубу придётся брать нефть из западносибирской нефтегазовой провинции, отвлекая её от экспорта нефти в европейском направлении.

Фактически это тоже достаточно спорный момент, стоит ли сейчас нам бросать европейское направление. Напомню, что по прошлому году у нас вообще достаточно серьёзно сократился экспорт нефти — более, чем на 6%. Можно сказать, что он был частично компенсирован ростом экспорта нефтепродуктов, но в целом нефтяные компании предпочитали сосредоточиться на внутреннем рынке, благо цены на бензин были крайне высокими. Но благодаря такой стратегии мы ушли с ряда национальных рынков. Было достаточно серьёзное сокращения поставок нефти в ряд государств Восточной Европы, и, в отличие от газа, нефть легко заменяема. То есть нашу нефть легко заменили. Вот с газом так не получится, газ заменить нельзя — нет альтернативных источников. Источников поставок много. Сейчас на рынке нефти такая ситуация, что предложение превышает спрос. Поэтому мы уходим с традиционных рынков — нас быстренько там замещают.

Стратегически мы понимаем, что нефть будет достаточно востребованным ресурсом. Я думаю, что нынешний экономический кризис с точки зрения спроса — лишь временная пауза и затишье. Но что у нас происходит с добычей? Я с ужасом наблюдаю, как наши нефтяные компании используют низкие цены на нефть как новое оправдание сокращению инвестиций. То есть мы видим серьёзную смену налогового режима отрасли. Задача реформы заключается как раз в том, чтобы нефтяные компании получили дополнительные средства. Но логично, чтобы эти средства были вложены именно в добычные проекты на российской территории.

Вместо этого мы наблюдаем сохранение дивидендов на прежних уровнях, когда нефть была дорогой. Мы наблюдаем заявление о сокращении инвестиций, зачастую даже на 20%-25%. То есть я пока не вижу выполнения этого контракта, потому что я рассматривал налоговую реформу, заявленную Путиным, как такой контракт: низкие налоги в обмен на инвестиции. Снижение налогов мы видим, а рост инвестиций — нет. Поэтому, естественно, возникает вопрос пределов налоговых уступок компаниям, а по востоку это очень ярко проявляется, потому что нефтяные компании требуют для себя всё новых и новых уступок именно в нефтяном комплексе. Ярчайший пример — февральское решение об обнулении экспортных пошлин на нефть, которая будет экспортироваться через восточный нефтепровод, то есть в Китай.

То есть получается, что у нас теперь экспорт нефти в Китай по предложению нефтяных компаний вообще не будет облагаться экспортной пошлиной. Очень интересное, конечно, решение с точки зрения бюджета, но я лично не думаю, что правильно создавать благоприятные условия для экспорта нефти в восточном направлении.

Поэтому здесь надо быть очень осторожным. Всё бы было правильно, если бы у нас добыча росла, а добыча падает. Опять же я апеллирую к заявлению министра энергетики Шматко, который сокращение добычи к 2013 году на 8% назвал реалистичным сценарием. Вот сейчас эта комиссия выносится к энергетической стратегии до 2030-го года — как заявило министерство, на публичные обсуждения. Давайте публично обсуждать, потому что пока мы видим достаточно неприятные тенденции в нашем нефтегазовом комплексе. Мы видим, что наши нефтяные компании фактически связывают добычу на востоке с обнулением всех налогов по этим проектам. Возникает вопрос, для кого всё это будет делаться, если налоги платиться не будут.

Автор: Константин Симонов

Источник: Актуальные комментарии, 13.04.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики