Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Попытка Украины отказаться от советского наследия и ввести рыночные правила на энергетическом рынке представляет собой создание Франкенштейна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

Поставки газа как гибридная война 

В ходе своего выступление на Трипольской ТЭС президент Порошенко заявил, что поставки российского газа в страну были «частью гибридной войны», а перекрытием вентиля Москва хотела разрушить позицию Украины как надежного транзитера и поставить нас на колени.

«Форма гибридной войны в том, что газ поставлялся или не поставлялся? Кажется, Порошенко и сам запутался в этом вопросе. Украина не покупает у России газ с ноября 2015 года, поставки идут только на неконтролируемые Киевом территории. Россия считает их украинскими, поэтому записывает поставки в долг. Но называть поставки газа формой гибридной войны - запредельный треш. Ограничения же поставок, которые имели место в 2006 и 2009 году, связаны напрямую с украинскими долгами», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Теперь же долги Киева за поставки энергоресурсов становятся головной болью Евросоюза. Порошенко сегодня одобрил закон о реформе рынка электроэнергии на Украине. По его словам,  европейская модель энергетического рынка связана с демонополизацией и реальной конкуренцией.

«До сих пор как такового рынка электроэнергии на Украине нет, там тарифы устанавливаются решением государства. Ряд предприятий производят электроэнергию, дальше они поставляют ее государственному посреднику «Энергорынок», который уже занимается тарифами. Не совсем рыночный механизм. Именно поэтому у них так актуальны вопросы с поставками угля. Если уголь будет дороже, то компаниям для оправдания своей бизнес-деятельности придется просить государство повышать тарифы, они не могут увеличить их самостоятельно.

Но повысит их государство или нет -  вопрос дискуссионный. Мы наблюдаем сейчас создание Франкенштейна, когда с одной стороны Украина имеет наследие советской системы, от которого они еще не ушли, а с другой пытается ввести рыночные правила, к которым по своей сути экономика страны еще не готова - ни по структуре хозяйства, ни по доходам граждан», - продолжает Митрахович

Будущее украинской энергосистемы

От внедрения третьего энергопакета на Украине есть положительная сторона и для России. Киев после его введения не сможет создавать проблемы для транзита российского газа. Ряд экспертов предполагает, что новая модель энергетического рынка не только обязательно приведет к удорожанию электроэнергии в стране, но также позволит посредникам покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию и продавать ее за границу.

«Украина слабо синхронизирована с энергосистемой Европейского союза, фактически есть только одно такое место – Бурштынский энергоостров. Там работает тепловая станция, которая поставляет энергию в некоторые страны ЕС. Для того, чтобы строить дополнительные экспортные мощности, Украине не имеет денег.

У них действительно есть избыточная атомная генерация, что в условиях дефицита электроэнергии выглядит парадоксально. Но для ее передачи необходима соответствующая инфраструктура. Как будет организована работа украинской энергосистемы с точки зрения третьего энергопакета для меня вопрос открытый. Им придется перестраивать многие вещи, индикатором здесь станет судьба  предприятия «Энергорынок» и новые подходы к установлению тарифов», - резюмирует  наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики