Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Попытка Украины отказаться от советского наследия и ввести рыночные правила на энергетическом рынке представляет собой создание Франкенштейна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

Поставки газа как гибридная война 

В ходе своего выступление на Трипольской ТЭС президент Порошенко заявил, что поставки российского газа в страну были «частью гибридной войны», а перекрытием вентиля Москва хотела разрушить позицию Украины как надежного транзитера и поставить нас на колени.

«Форма гибридной войны в том, что газ поставлялся или не поставлялся? Кажется, Порошенко и сам запутался в этом вопросе. Украина не покупает у России газ с ноября 2015 года, поставки идут только на неконтролируемые Киевом территории. Россия считает их украинскими, поэтому записывает поставки в долг. Но называть поставки газа формой гибридной войны - запредельный треш. Ограничения же поставок, которые имели место в 2006 и 2009 году, связаны напрямую с украинскими долгами», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Теперь же долги Киева за поставки энергоресурсов становятся головной болью Евросоюза. Порошенко сегодня одобрил закон о реформе рынка электроэнергии на Украине. По его словам,  европейская модель энергетического рынка связана с демонополизацией и реальной конкуренцией.

«До сих пор как такового рынка электроэнергии на Украине нет, там тарифы устанавливаются решением государства. Ряд предприятий производят электроэнергию, дальше они поставляют ее государственному посреднику «Энергорынок», который уже занимается тарифами. Не совсем рыночный механизм. Именно поэтому у них так актуальны вопросы с поставками угля. Если уголь будет дороже, то компаниям для оправдания своей бизнес-деятельности придется просить государство повышать тарифы, они не могут увеличить их самостоятельно.

Но повысит их государство или нет -  вопрос дискуссионный. Мы наблюдаем сейчас создание Франкенштейна, когда с одной стороны Украина имеет наследие советской системы, от которого они еще не ушли, а с другой пытается ввести рыночные правила, к которым по своей сути экономика страны еще не готова - ни по структуре хозяйства, ни по доходам граждан», - продолжает Митрахович

Будущее украинской энергосистемы

От внедрения третьего энергопакета на Украине есть положительная сторона и для России. Киев после его введения не сможет создавать проблемы для транзита российского газа. Ряд экспертов предполагает, что новая модель энергетического рынка не только обязательно приведет к удорожанию электроэнергии в стране, но также позволит посредникам покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию и продавать ее за границу.

«Украина слабо синхронизирована с энергосистемой Европейского союза, фактически есть только одно такое место – Бурштынский энергоостров. Там работает тепловая станция, которая поставляет энергию в некоторые страны ЕС. Для того, чтобы строить дополнительные экспортные мощности, Украине не имеет денег.

У них действительно есть избыточная атомная генерация, что в условиях дефицита электроэнергии выглядит парадоксально. Но для ее передачи необходима соответствующая инфраструктура. Как будет организована работа украинской энергосистемы с точки зрения третьего энергопакета для меня вопрос открытый. Им придется перестраивать многие вещи, индикатором здесь станет судьба  предприятия «Энергорынок» и новые подходы к установлению тарифов», - резюмирует  наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.06.2017

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики