Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Порошенко создает «энергетического Франкенштейна» для гибридной войны с Россией

Попытка Украины отказаться от советского наследия и ввести рыночные правила на энергетическом рынке представляет собой создание Франкенштейна, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович

Поставки газа как гибридная война 

В ходе своего выступление на Трипольской ТЭС президент Порошенко заявил, что поставки российского газа в страну были «частью гибридной войны», а перекрытием вентиля Москва хотела разрушить позицию Украины как надежного транзитера и поставить нас на колени.

«Форма гибридной войны в том, что газ поставлялся или не поставлялся? Кажется, Порошенко и сам запутался в этом вопросе. Украина не покупает у России газ с ноября 2015 года, поставки идут только на неконтролируемые Киевом территории. Россия считает их украинскими, поэтому записывает поставки в долг. Но называть поставки газа формой гибридной войны - запредельный треш. Ограничения же поставок, которые имели место в 2006 и 2009 году, связаны напрямую с украинскими долгами», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Теперь же долги Киева за поставки энергоресурсов становятся головной болью Евросоюза. Порошенко сегодня одобрил закон о реформе рынка электроэнергии на Украине. По его словам,  европейская модель энергетического рынка связана с демонополизацией и реальной конкуренцией.

«До сих пор как такового рынка электроэнергии на Украине нет, там тарифы устанавливаются решением государства. Ряд предприятий производят электроэнергию, дальше они поставляют ее государственному посреднику «Энергорынок», который уже занимается тарифами. Не совсем рыночный механизм. Именно поэтому у них так актуальны вопросы с поставками угля. Если уголь будет дороже, то компаниям для оправдания своей бизнес-деятельности придется просить государство повышать тарифы, они не могут увеличить их самостоятельно.

Но повысит их государство или нет -  вопрос дискуссионный. Мы наблюдаем сейчас создание Франкенштейна, когда с одной стороны Украина имеет наследие советской системы, от которого они еще не ушли, а с другой пытается ввести рыночные правила, к которым по своей сути экономика страны еще не готова - ни по структуре хозяйства, ни по доходам граждан», - продолжает Митрахович

Будущее украинской энергосистемы

От внедрения третьего энергопакета на Украине есть положительная сторона и для России. Киев после его введения не сможет создавать проблемы для транзита российского газа. Ряд экспертов предполагает, что новая модель энергетического рынка не только обязательно приведет к удорожанию электроэнергии в стране, но также позволит посредникам покупать у государства дешевую атомную и гидроэлектроэнергию и продавать ее за границу.

«Украина слабо синхронизирована с энергосистемой Европейского союза, фактически есть только одно такое место – Бурштынский энергоостров. Там работает тепловая станция, которая поставляет энергию в некоторые страны ЕС. Для того, чтобы строить дополнительные экспортные мощности, Украине не имеет денег.

У них действительно есть избыточная атомная генерация, что в условиях дефицита электроэнергии выглядит парадоксально. Но для ее передачи необходима соответствующая инфраструктура. Как будет организована работа украинской энергосистемы с точки зрения третьего энергопакета для меня вопрос открытый. Им придется перестраивать многие вещи, индикатором здесь станет судьба  предприятия «Энергорынок» и новые подходы к установлению тарифов», - резюмирует  наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров
 
Источник: Экономика сегодня, 08.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики