Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайское предложение оставит Японию без газопровода

Китайское предложение оставит Японию без газопровода

Экспорт газа с Сахалина можно организовать тремя основными вариантами или их комбинациями, при этом строительство газопровода в Японию представляется наименее вероятным из них, считает заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Три варианта экспорта газа с Сахалина 

«Газпром» получил от консорциума участников проекта «Сахалина-1» ценовое предложение по покупке газа, сейчас оно прорабатывается, заявил зампред холдинга Александр Медведев. При этом «Газпром» не исключает строительства газопровода в Японию, если проект будет экономически целесообразным.

«Фактически существует три варианта по организации экспорта газа с Сахалина, возможна и какая-то их комбинация. Первый и наиболее минималистичный вариант предполагает расширение «Сахалина-2»  за счет строительства третьей технологической линии СПГ-завода. Второй вариант – это строительство газопровода в Китай, при этом такой маршрут в значительной степени уже есть. Сейчас газ идет по трубе Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Для его экспорта за рубеж остается построить небольшое ответвление в Приморском крае до границы Китая.

И третий вариант представляет собой строительство подводного газопровода в Японию. С такой инициативой ранее выступила группа японских парламентариев и логистов, и вопрос сейчас прорабатывается на двухстороннем уровне. Окончательного решения в виде обязывающих документов и коммерческих предложений ни одна из сторон по какому-либо из этих проектов еще не давала.

На мой взгляд, вариант с японским газопроводом, является самым слабым. Там непростая зона с точки зрения сейсмики, но самое главное – Япония инфраструктурно не готова принимать трубопроводный газ. Им предварительно потребуется радикально перестроить всю систему на густонаселенных островах, учитывая крайне высокие стандарты по защите окружающей среде. Чтобы построить развитую газотранспортную инфраструктуру, которая позволит принимать и распределять поступающий газ японцам придется потратить значительные средства», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт. 

СПГ-поставки в Японию и труба в Китай

Сегодня газ Япония получает через СПГ-терминалы, они в большом количестве расположены на побережье. При этом источники поставок неплохо диверсифицированы, и ни на одного из поставщиков не приходится больше 20% местного рынка. Как отмечает Гривач, инфраструктура для приема СПГ в Японии развита очень хорошо, газ оттуда может впоследствии уходить и на другие азиатские рынки, где спрос на него растет.

«Японский рынок в настоящее время более интересен с точки зрения ценовых вариантов. С другой стороны спрос на газ там растет, что означает серьезную конкуренцию с уже имеющимися источниками поставок. В то же время существенный рост потребности в  импортном газе предполагается и в Китае, поэтому в сахалинском маршруте заинтересован и Пекин.

На данном направлении вариантов достичь коммерчески привлекательного соглашения для России больше. Комбинация китайского варианта и расширение мощностей по СПГ на Сахалине является наиболее интересным вариантом, учитывая маленькое транспортное плечо до Японии. Для транспортировки российского СПГ будет достаточно одного судна на каждую линию», - резюмирует наш собеседник. 

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 08.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики