Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Новые вызовы для Nord Stream

Новые вызовы для Nord Stream

Министерство обороны Германии (бундерсвер) выступило против строительства газопровода Nord Stream по предполагаемой схеме прокладки трубы. Согласно сообщениям СМИ, озабоченность немецких военных связана с тем, что будущий газопровод может пройти неподалеку от морского полигона около острова Рюген, а данный полигон активно используется для военно-морских учений.

Одновременно появились сообщения о том, что министерства экологии стран, так или иначе имеющих отношение к будущему транзиту газа по Nord Stream (Польша, Эстония, Литва) обнародовали отрицательную оценку проекта. При этом Финляндия также после двух лет изучения проекта потребовала дополнительной информации.

Происходящие события показывают, что принципиальному и даже "любимому" проекту российской газовой экспортной стратегии успех до сих пор не гарантирован. Даже наличие в качестве ключевого партнера Германии (экономического лидера ЕС и крупнейшего экономического контрагента России в Европе) не снижает риски до приемлемого уровня. Не исключено, что претензии бундесвера действительно носят всего лишь характер остраслевого лоббизма - но это не отменяет значимости политического жеста. Ведь так или иначе Берлин демонстрирует Москве, что его возможности и даже желание быть "адвокатом и лоббистом" Путина в ЕС не безграничны.

Германия, при всем ее интересе к партнерству с РФ и к проекту Nord Stream в частности, не может и не хочет идти откровенно наперекор общеевропейскому мнению относительно России, а это мнение в последнее время носит весьма критический характер. Напомним, во время последнего саммита ЕС-РФ в Хабаровске сторонам едва удалось не разругаться публично. ЕС и РФ фундаментально не доверяют друг другу, поэтому даже от "друзей" в Европе Москва может рассчитывать лишь на тактическую и локальную поддержку. Причем последний сюжет с Германией показывает, что ее баланс между "пророссийской" позицией и "общеевропейской энергетической солидарностью" может сдвигаться в невыгодную для Москвы сторону по внутриполитическим причинам. А именно - из-за поражения относительно лояльных России немецких социал-демократов своим конкурентам-консерваторам, традиционно настроенным в пользу "атлантистских" идей.

Что же касается очередных претензий Польши и прочих "транзитеров" относительно Nord Stream, то они не новы. Спекуляции на вопросах экологии доказали свою эффективность, и сейчас они лишь просто активизированы. "Мессидж" противников газопровода прост: даже недавний Путина в Финляндию, его личное вмешательство не может снять проблем и ускорить одобрение всеми сторонами территориального плана прокладки "северного" газопровода. Ситуация де-факто весьма неприятна: все неудобные для России страны, вставляющие палки в колеса Nord Stream'у, на самом деле воспринимаются в ЕС как страны надежные, культурно близкие и демократические, с ними в целом вполне нормальные отношения, не сравнимые с уровнем отношений между ЕС и РФ. Поэтому в споре с этими странами симпатии политиков и общественного мнения ЕС по определению будут не в пользу РФ и "Газпрома".

Исходя из последних событий, нельзя также исключать появления дополнительных препятствий в реализации проекта "Северного потока" и с другой географической стороны - из-за позиции Белоруссии. Александр Лукашенко о Nord Stream отзывался предельно жестко. В настоящее время, после того как ЕС включил Белоруссию в программу "Восточного партнерства" и особенно на фоне разворачивающейся "молочной войны", борьба за Белоруссию вступает в новую стадию. Москва до сих пор исходит из острой необходимости по имиджевым причинам добиться признания Минском независимости Южной Осетии и Абхазии. В этих условиях отношение Лукашенко к Nord Stream может стать для него дополнительным мощным козырем в торге с Россией.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики