Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Для «Набукко» нет источников

Для «Набукко» нет источников

В проекте «Набукко» не было бы ничего страшного и драматичного, если бы объяснение у этого проекта было простым и логичным: Европа в условиях падающей собственной добычи испытывает острую необходимость в дополнительных объемах газа, и поэтому она пытается построить новые трубопроводы к новым источникам. Однако проект сознательно заостряют в политической сфере, и обычно главным объяснением является необходимость диверсифицировать поставки и снизить «ужасную» зависимость от России. Таким образом, проект «Набукко» предлагается как альтернатива поставкам России. Это и не скрывается. Постоянно можно услышать, что теперь после газовой войны России и Украины возросла необходимость строительства «Набукко». Таким образом, данный проект подается фактически как способ спасения от России. Европейский житель воспринимает «Набукко» уже как такую необходимость.

Естественно, все это делается теми людьми в Брюсселе, которых мы называем «брюссельским талибами». Эти люди искренне убеждены в том, что нужно сделать все, чтобы спастись от России, что Россия никогда не станет частью европейского пространства, а всегда будет только врагом. Поэтому их задача сделать все, чтобы дискредитировать Россию, и они предлагают такой проект «Мы верим в „Набукко“, „Набукко“ нас спасет».

В реальности «Набукко», конечно, не спасет, потому что, по данным Мирового энергетического агентства, в 2030 году доля импорта газа в Европе может составить уже 90%. Добыча собственного газа в Европе падает и довольно сильно. По оценке европейских экспертов, уже в 2015 году Европе может понадобиться дополнительно более 100 млрд кубометров газа. При этом возможности для получения нового газа из традиционных источников, таких как север Африки или Норвегия, достаточно ограничены. И кстати, по многим оценкам, сама Норвегия сейчас наращивает добычу газа, а в 2015 году уже выйдет на плато и наращивать добычу уже не сможет.

Для «Набукко» есть несколько потенциальных источников. Азербайджан — но мы знаем, что там всего 8 млрд кубов на второй очереди Шах-Дениза. Туркмения — сейчас весь газ оттуда уже поставляется на рынок Европы и Украины. Да, Россия закупает этот газ, но транзитирует его в Европу и на Украину. По большому счету, надо честно сказать — здесь есть диверсификация маршрутов доставки газа из Туркмении, но пока нет нового газа. Есть ещё Иран, но после известных событий гайки там закрутят ещё сильнее. Это означает, что работать с Ираном будет только сложнее. Далеко не факт, что европейцы готовы к сотрудничеству с Ираном, ведь одно дело говорить, а другое дело инвестировать. И если мы посмотрим на официальные проектные карты «Набукко», мы обнаружим, что проект предполагает прокладку трубы через территорию Турции дальше в Европу. Описано все красочно, но нет ответа на главный вопрос: откуда газ попадет в Турцию?

Кстати, участие Турции в проекте вообще вызывает много вопросов. Здесь Европа попадает в очень серьезную ловушку. Если не принять Турцию в ЕС — это будет означать, что Турция сможет шантажировать Европу, и, самое главное, Турция будет закупать предназначающийся ЕС газ на своей границе и перепродавать его в Европу. То есть Турция превратится в ухудшенный вариант Украины со всеми рисками — и транзитными, и политическими. Лучше её принять в ЕС, потому что это будет означать распространение действия законодательства Европейского Союза на территорию Турции, а значит, там будет действовать и знаменитый третий пакет, который предполагает, что собственник трубы обязан пускать в свою трубу газ любого собственника, не имеет права дискриминировать собственника газа или не предоставлять ему свободных объемов в трубе, если они есть. Таким образом, получается, что для того, чтобы Турция не перепродавала газ, нужно её принимать в ЕС. Конечно, есть в Европе сторонники правильного ислама (или ислама-лайт), который, как они считают, распространен в Турции, но в реальности мы видим рост исламских радикальных настроений в Турции. Другие эксперты считают, что принятие Турции в ЕС равносильно политической катастрофе. И совершенно очевидно, что налицо ситуация политического капкана, с которым пока не ясно, что делать.

Таким образом, мы видим, что Европа сознательно драматизирует ситуацию. Россия вынуждена отвечать аналогичным способом, может быть, и неумело (отсюда и реакция по типу «Ах, вы не хотите нас? Тогда мы скупим весь газ, предложив комфортные условия Туркмении, Азербайджану и прочим»). Получается, что выигрывают именно страны Центральной Азии, которые теперь шантажируют Европу Россией, а Россию Европой. Выигрывает Турция, которая получает фантастический козырь — все антироссийские трубы идут через её территорию. И, наконец, выигрывает Китай, потому что за счет конфликта России и Европы освобождается пространство в Центральной Азии, куда Китай уверенно заходит. Закончится в следующем году строительство трубы в Китай из Туркмении, это 40 млрд кубов, которые уйдут с европейского направления. Китай выделил кредит Туркмении и Казахстану, Таджикистану. Не исключаю, что скоро в Ферганской долине под любыми предлогами появятся китайские миротворцы. Значит, Китай политически, финансово и энергетически привязывает к себе Центральную Азию. А вот это и есть угроза для Европы, потому что если сегодня Россия покупает тот же туркменский газ для европейцев, то Китай покупает его для себя. Эти 40 млрд кубов — это те кубометры, которые уйдут с европейского направления. Если вы хотите верить, что Туркмения удвоит добычу за 7–8 лет, то, конечно, верить можно. Но лично я поверю больше, что Туркмения не справится со всеми обязательствами, но Китаю отказать она не сможет, потому что Китаю надо отдавать деньги. И я не исключаю, что Китай будет сопровождать все энергетические контракты ещё и усилением своего военного присутствия в этом регионе. Кстати, то же самое было и в Африке: все контракты с Африкой сопровождались появлением там под разными предлогами китайских военных. Поэтому «европейские талибы» во главе с г-ном Баррозу, когда он все время говорит, что Россия для Европы — страшная угроза, вредят и России, и Европе, потому что выиграют от этих конфликтов не мы и не они. Выигрыш достанется Китаю, странам ЦАР и Турции. Вот основные бенефициарии усилий ЕС по так называемой диверсификации поставок.

Автор: Константин Симонов


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики