Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Газовые противоречия с Туркменией нарастают

Как стало известно, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухаммедов отказался приехать на предстоящую 18 июля встречу лидеров стран постсоветского пространства и СНГ в Москву. Фактически Ашхабад демонстрирует имеющиеся у него серьезные претензии к России. Показательно, что помимо Бердымухаммедова на встречу, как планируется, не приедет только президент Украины, с которым у Москвы темы для переговоров в позитивном настрое практически полностью отсутствуют.

Попытки официальных представителей из Ашхабада и Москвы закамуфлировать последние скандалы разговорами о намерении продолжать «дружеские» отношения, не должны вводить в заблуждение. На самом деле объем накопленных противоречий между двумя странами и взаимных претензий может в перспективе весьма серьезно сказаться на нынешнем формате энергетического бизнеса в ЦАР, а также повлиять на добычную и экспортную стратегию «Газпрома».

Ведь именно Туркмения является основным продавцом газа в Центральной Азии, долгие годы страховавшим российскую газовую монополию, обремененную крупными объемами экспортных обязательств по «голубому топливу». Однако постепенно цена за «туркменскую лояльность» стала расти, и чтобы предотвратить уход туркменского газа «на сторону» (в ЕС или КНР) Москва была вынуждена согласиться на резкое повышение закупочной цены. И если в период экономического роста это было ещё допустимо, то в период кризиса, с резким падением спроса на энергоносители и европейских цен на газ, платить Туркмении по 300 долларов на тысячу кубов в 2009 году стало совсем странно. Неудивительно, что в итоге закупки газа прекратились, а нового соглашения по цене так до сих пор и нет.

Ашхабад, как и следовало ожидать, применил в ответ свое долго готовившееся оружие — стал уже не просто заявлять о готовности продавать газ другим клиентам, но и стал подписывать документы. В итоге газопровод в Китай на 40 млрд кубов в год начнет работу уже через несколько месяцев. Переговоры же по Nabucco ещё идут, но на этот раз Бердымухаммедов прямо заявил, что Туркмения примет участие в этом проекте.

И хотя никакого реального стратегического поражения Москвы в связи с продвижением Nabucco нет (он вовсе не снимает зависимость Европы от поставок российского газа, в лучшем случае лишь немного её смягчает), ситуация с Туркменией заставляет вновь задуматься об оправданности нынешней российского политики в ЦАР. Местные элиты слишком озабочены своей независимостью, чтобы можно было безусловно обязать их поставлять газ только России. Монополия закупок экспортного газа в ЦАР «Газпромом» неизбежно рухнет в ближайшие годы. И тут возникает второй вопрос — о характере нынешних российско-европейских отношений. Ведь если бы ЕС и РФ не устраивали перманентные скандалы с обвинениями друг друга, а договорились сотрудничать по всему спектру энергетической политики и по строительству новых трубопроводов в частности, можно было бы не допустить, чтобы туркменский и прочий газ из ЦАР уходил в Китай.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики