Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за август 2009 г.

Топ-лист событий за август 2009 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за август 2009 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

    Эта авария ещё раз показала, что мы находимся в состоянии гоголевского кучера Селивана, который знал прекрасно, что телега развалится, но с удивлением обнаружил, что она находится в непригодном состоянии. Сколько ни говорили о том, что советское наследие доедается, мер никаких не принималось. Это касается не только гидроэнергетики, но и нефтегазовых активов в Западной Сибири, правда, говорится об этом гораздо меньше. Что касается самой электроэнергетики, то авария ещё раз показала: реформа, целью которой ставилось привлечение частных инвестиций, не сработала. Крупнейший объект электроэнергетики находится в тяжелейшем состоянии, недоинвестирован. К сожалению, реформа проводилась без серьезного публичного обсуждения, заявленные цели недостигнуты, и эта авария — только один из примеров того, в чем реально выразилась реформа отрасли. Теперь придется всем скидываться на ремонт станции, а если государство намерено сдерживать тарифы, то провалится и второй этап реформы — создание некоего рыночного механизма ценообразования.

  2. Обсуждение новых налоговых льгот на добычные проекты на Востоке и на Ямале

    С одной стороны, это достаточно логично: нам нужны гринфилды, нужны новые проекты, нужно налоговое стимулирование инвестиций в эти проекты на востоке страны и на Ямале. Но география льгот расширяется постоянно, а единичные проекты запускаются со скрипом. В принципе, отрасли уже предоставлены серьезные налоговые новации, но, к сожалению, серьезного роста инвестиций не наблюдается. Это означает, что налоги — не единственная мера, необходимая для запуска новых проектов. По нашему мнению, корень проблем — в политической и аппаратной ситуации вокруг отрасли.

  3. Ввод в эксплуатацию Ванкорского месторождения

    Это приятный факт. Но для того, чтобы компенсировать падение добычи на традиционных месторождениях Западной Сибири, одного Ванкора не достаточно. В 2009 году Ванкор и запуск Увацкой группы ТНК-ВР — вот то крупное, чем может нефтегазовая промышленность похвастать. Этого мало. К тому же, Роснефть упорно пытается эту нефть поставлять в Китай, хотя география проекта этому не способствует. Ванкор расположен на севере Красноярского края, гораздо логичнее было бы поставлять нефть в Европу. Но Ванкор чудовищно дорогим способом транспортировки соединяется с Пурпэ, тот с Самотлором, Самотлор с ВСТО, потом Сковордино, оттуда уже в Китай. Искусственно государство стимулирует поставки нефти в Китай, обнуляя экспортную пошлину на китайском направлении, предоставляя льготный тариф на прокачку нефти, обнуляя НДПИ по этим месторождениям. Снова политика идет впереди экономики, о чем мы много раз и говорили, пытаясь призвать к публичному обсуждению поставок нефти в сторону Китая.

  4. Украина. Попытка сорвать договор от 19 января 2009 года

    Украина оказалась в очень сложной ситуации. Она подписала очень невыгодный для себя договор 19 января 2009 года. Теперь те же самые люди, в частности Юлия Тимошенко, говорят о том, что нужно этот договор пересмотреть, потому что Украина столько газа закупать не может. Естественно, возникают вопросы: кто же сегодня представляет украинскую власть и можно ли верить этим людям или нет? Как можно подписывать с Украиной договор до 2020 года, если каждый год украинские власти говорят, что они не в состоянии закупать столько газа?

  5. Подписание межправительственного соглашения и протоколов по газопроводу «Южный поток»

    Путин даже в море пытается обойти Украину. Турция снова стала нашим политическим партнером. Это решение довольно спорное, потому что в свое время именно из-за позиции Турции, жесткой по отношению к России, было принято решение о переносе трубы сперва в Румынию, а потом в Болгарию. Турция уже пытается использовать ситуацию в свою пользу и извлечь из нее максимальную выгоду. Анкара уже выдвигает требования о возможности перепродажи газа, о снижении цены. Совершенно ясно, что Турция — это очень непростой переговорщик, и Европа с этим столкнется. Нетрудно предугадать, что Турция будет требовать от Европы политических (членства в ЕС), а от России экономических уступок (т. е. денег). И Анкара прекрасно понимает, какой уникальный шанс ей представился — все трубы идут туда.

  6. Подписание Exxon сделки на поставки сжиженного газа в Китай на 41 млрд долларов

    Это ещё раз показало, что Китай находится в состоянии лихорадочного поиска газовых ресурсов. В прошлом году впервые в истории Китая их собственная добыча была меньше, чем потребление. Понимая, что он столкнется с серьезным дефицитом газа, Китай стремится к резком наращиванию импорта. Сейчас реанимируется идея поставок газа с Ковыкты в Китай. Это настораживает, потому что именно на Ковыкте будет самая дешевая по себестоимости добыча газа, а Пекин собирается привязать цену на газ именно к себестоимости. Т. е. для него не существует понятия квоты рынка газа. В чем-то это справедливо, потому что мирового рынка газа как такового нет — есть рынок газа Европы, есть американский рынок сжиженного газа. Китай хочет создать свой собственный рынок газа. И при этом расчет Пекина прост: берем себестоимость газа и накидываем небольшую маржу. Это не может устроить Россию. В первую очередь, мы должны думать о бюджете собственной страны, о его доходности. Если искусственно, как в случае с нефтью, создавать условия для поставок газа в Китай, то этот путь не вполне разумный.

  7. Отказ от газопровода «Алтай»

    Это решение Газпрома разумно, потому что прежде всего надо смотреть на экономику проектов. Если проект нерентабелен, если Китай не хочет платить за газ цену, если не хочет подписывать долгосрочный разумный контракт, если мы не обеспечим себе такую же доходность поставок, как на направлении Европы, то строить трубы в Китай только для того, чтоб напугать Европу, бессмысленно. Именно поэтому решение Газпрома о консервации проекта совершенно логично.

  8. Дан официальный старт строительству трубопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток»

    Эта труба строится ударными темпами, но и здесь есть проблемы. Силы сюда перебрасывались с ямальских проектов. К тому же, совершенно не ясно пока, как будет организована дистрибьюция газа в самом Владивостоке. Допустим, труба туда придет и даже будут найдены 30 млрд кубов на её наполнение, но что делать с этим газом там? Строить трубу через Северную Корею пока рискованно. Строить завод по сжижению газа экономически неразумно. Внутреннего потребления на 30 млрд кубов там, конечно, не будет.

  9. Генпрокуратура опубликовала претензии к Роснедрам

    Событие ещё раз показывает, что российский нефтегазовый комплекс находится в стадии очень серьезных аппаратных войн, где у каждой крупной компании есть свои лоббисты, сталкивающиеся друг с другом лбами. Искры будут лететь все крупнее и горячее. Искры будут лететь все дальше.

  10. Принятие энергетической стратегии до 2030 г.

    Складывается ощущение, что этот документ создан просто ради документа — «чтобы было». Неприлично отрасли жить без стратегии. Но реалии слишком сильно расходятся с тем, что там написано. Посудите сами, в 2009 году идет серьезное падение добычи газа, министр энергетики Шматко заявляет о возможном 7-процентном сокращении добычи нефти в течении ближайших нескольких лет, а в Стратегии, разбитой на три этапа, нигде нет варианта, чтобы добыча падала. Т. е. Стратегия исходит из того, что в отрасли все будет либо хорошо, либо очень хорошо. Прививки реальности данному документу очень бы не помешали. Поэтому не стоит удивляться, если в следующем году, например, начнется работа над новым проектом Стратегии.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики