Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Чехия тормозит евроинтеграцию

Чехия тормозит евроинтеграцию

Ключевые политические процессы в Старом Свете, к которым, безусловно, относится и процесс евроинтеграции, не могут не привлекать пристального внимания людей, занимающихся российским ТЭКом. Ведь несмотря на все попытки Москвы выйти на новые рынки, "заигрывание" с Китаем и т.д., именно страны ЕС сейчас и на ближайшие годы остаются главными энергетическими партнерами России, и от выбора ими своей стратегии в отношениях с поставщиками углеводородов в значительной степени зависит будущее всего российского нефтегаза.

На днях конституционный суд Чехии отложил до начала ноября 2009 г. решение по вопросу о том, соответствует ли Лиссабонский договор ЕС основному закону страны. Правила ЕС очень щепетильны в процедурных вопросах, поэтому казалось бы чисто технические претензии к Лиссабонскому договору одного президента одной не самой крупной страны, входящей в Союз, способны отбросить процесс евроинтеграции к той же степени застоя, который имел место после провала попыток ввести Евроконституцию в 2005 г.

В России сложности, возникающие с процессом евроинтеграции, зачастую воспринимаются позитивно, что объясняется нежеланием иметь дело с общими институтами ЕС и ставкой на двусторонние контакты. В подобной позиции есть своя логика - в Еврокомиссии и Европарламенте действительно очень много игроков, по идеологическим причинам весьма негативно настроенных в отношении РФ и ее энергетических проектов. Договориться с этими "брюссельскими и страсбургскими радикалами" действительно крайне сложно, в тактическом смысле приоритетная прямая работа с влиятельными столицами отдельных мощных государств (Римом, Берлином, Парижем) - полностью оправдана.

Однако в долгосрочном плане необходимо учитывать возможное изменение обстановки. Противоречия, возникающие в ходе евроинтеграции, действительно имеют место, но они менее значимы, чем сила инерции европейской интеграции. Странам ЕС в любом случае приходится наращивать политико-экономическую и социальную интеграцию, в противном случае резко снижается возможность "выстоять по одиночке" в глобальном соревновании с такими мировыми центрами силы как, скажем, Китай или США. Поэтому нынешний "чешский казус" наверняка будет разрешен, а Лиссабонский договор или его аналог вступит в силу, пусть и по прошествии немалого времени. Тогда неизбежным станет новый перевод дополнительных полномочий от национальных столиц на уровень сообщества, к чему Москве стоит заранее начать готовиться и искать подходы к убеждению не только лидеров Италии и Германии, но и евробюрократов в своей правоте.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики