Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Коррекция газового договора между «Газпромом» и «Нафтогазом»

Коррекция газового договора между «Газпромом» и «Нафтогазом»

По итогам последних переговоров в Москве были подписаны дополнения к контракту купли-продажи газа «Нафтогазом» у «Газпрома» от 19 января 2009 года. Российская сторона пошла на уступки – письменно зафиксирован отказ от штрафов за недобор Украиной газа по нормам «бери или плати» на текущий год, а контрактный объем газа на 2010 год составит всего 33,75 млрд кубометров (вместо планировавшегося 41 млрд кубов в соответствии с январским контрактом).

Фактически мы имеем дело с согласием «Газпрома» (и Владимира Путина) именно на пресловутый пересмотр контракта от января 2009 года. Ведь по нему возможности изменения законтрактованных объемов газа предусматривались лишь за полгода до января следующего года. Нынешний пересмотр контракта идет откровенно вразрез с многомесячными заверениями представителей «Газпрома» об отсутствии у них намерений менять условия действующего коммерческого договора и с прямым указанием Дмитрия Медведева Алексею Миллеру «действовать исключительно в соответствии с контрактом».

Возникают серьезные вопросы относительно обоснованности столь серьезных уступок Украине, ведь только один отказ от штрафов по take or pay означает, по оценкам секретариата украинского президента, «добровольную» потерю российской стороной более 8 млрд долларов.

С одной стороны, «медовый месяц» в отношениях Владимира Путина и Юлии Тимошенко (которая и получит на Украине все политические дивиденды от российских уступок) означает предотвращение новой «газовой войны» в январе 2010 года. Транзит в Европу не будет перекрыт, следовательно, российская репутация в восприятии европейцев не пострадает.

С другой стороны, на этом видимые плюсы заканчиваются. Обещания со стороны окружения Тимошенко пустить «Газпром» к финансированию модернизации украинской ГТС – это пока просто слова. Украинский премьер (и возможный будущий президент в одном лице) известна как политик крайне популистского толка, способный к тому же мгновенно отказываться от своих прежних обязательств в случае изменившейся ситуации. Скажем, она вполне может начать в скором времени активизацию «сепаратных» переговоров с Брюсселем о модернизации ГТС Украины, что в свое время спровоцировало крайне нервную реакцию в Москве. Иными словами, пока имеет место обмен конкретных финансовых требований, прописанных в контрактах (с которыми можно было вполне идти в международный арбитраж), на довольно абстрактные обещания.

Надо понимать, что в реальности ни Тимошенко, ни Янукович не готовы идти на уступки по ГТС – этим они лишат себя последнего аргумента в газовом и общеполитическом торге с Россией. В этом смысле «медовый месяц» с Тимошенко вряд ли приблизит российскую стороны к контролю над ГТС «Незалежной». Но, похоже, что пока с Ющенко в политическом смысле не покончено, «оранжевая принцесса» сможет продолжать выторговать у Москвы все новые и новые уступки – лишь бы они повышали политические шансы оппонентов Ющенко внутри Украины.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики