Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Восточносибирской нефти Китаю мало

Восточносибирской нефти Китаю мало

Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Напомним, что «Роснефть» и «Транснефть» взяли у КНР кредит на 25 млрд долларов под поставки 300 млн тонн нефти в течение 20 лет по 15 млн тонн. Изначально планировалось также 30 млн тонн поставлять по ВСТО-1 в Китай, а 50 млн тонн качать по трубе на берег Тихого океана и далее в Корею и в Японию. Собственно, то, о чем мы говорим много-много лет, начинает сбываться.

Еще когда ВСТО до Сковордино планировалось строить с двумя ответвлениями – одно на Китай, другое - на Козьмино, Тихий океан, ФНЭБ тогда уже говорил, что, стоит трубе достигнуть Сковордино, все изменится, и Китай наверняка попробует увеличить свою квоту в ущерб поставкам на берег Тихого океана. Российские лоббисты этого проекта, безусловно, заинтересованы, в большей степени по политическим мотивам, в поставках нефти в сторону Китая. Для компании «Роснефть», например, совершенно не все равно, куда она будет поставлять нефть. И ее политическим кураторам тоже не все равно. Именно это сейчас и происходит: Китай требует все больше нефти. И когда говорили, мол, вот, Россия подписала контракт с Поднебесной, будут лимитированные поставки, уже тогда, к огромному сожалению, было ясно, что потребности Китая в нефти увеличиваются.

Более того, Китай начинает шантажировать Россию, заявляя, что только при условии дополнительных поставок будет строиться завод на территории Поднебесной. Кстати, в контексте того же совещания в Омске, на котором говорилось о состоянии дел в сфере российской нефтепереработки, вообще непонятно, а почему завод строится на территории КНР? Почему за последние несколько лет у нас не построено ни одного крупного завода, и теперь инвестпроект реализуется на территории Китая? Совершенно не ясно, где же здесь экспорт нефтепродуктов?

Мы много раз говорили, что в ситуации, когда в стране добыча нефти растет на 1% в год, в пределах статпогрешности, увеличение поставок нефти на восток означает неизбежное изъятие нефти с западного направления. За это нас критиковали близкие к «Транснефти» эксперты, уверяли, что в стране начнется увеличение добычи, нефти хватит и на БТС-2, и на ВСТО, волноваться нечего. А вот теперь волноваться приходится, потому что сегодня искусственно «притягивается за уши» финансовая рентабельность этих поставок. Мы можем понять, когда обнуляется НДПИ на восточносибирских месторождениях, потому что их НУЖНО вводить в эксплуатацию. Но когда обнуляется экспортная пошлина! Когда искусственно «притягиваются» тарифы по железным дорогам! Когда говорится о равнодоходности поставок на запад и на восток, что означает субсидирование поставок нефти в Китай экспортерами поставок нефти на запад, вот здесь финансовые результаты для бюджета становятся все менее очевидными и все менее ясными.

«Транснефть» заявляет, что нефти в Восточной Сибири хватит. Однако из официальных планов видно, что там нет такого количества нефти даже на те объемы, какие были заявлены – по 15 млн тонн в год прокачки в Китай. Не говоря уже о новых потребностях Пекина. Накануне началось строительство нефтепровода Пурпэ – Самотлор, что означает создание полноценной системы перекачки нефти с Западной Сибири на Восток. Т.е. уже сознательно строится нефтепроводная система, которая будет брать нефть с Западной Сибири – традиционной ресурсной базы поставок в Европу, и направлять в сторону Китая.

Мы не были противниками диверсификации поставок, но давайте задумаемся о финансовой целесообразности такого рода решений. Диверсификация пока идет в ущерб российскому бюджету. Не имея уверенности в том, что у нас будет расти добыча нефти, нельзя отказываться от поставок сырья в Европу и переориентироваться на Китай. Что уж и говорить о перспективах роста добычи на Востоке!

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики