Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2020 г.

Топ-лист событий за июль 2020 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2020 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Решение ОПЕК+ смягчить ограничения по добыче

    ОПЕК+ решила, что ситуация со спросом нормализуется, второй волны ковида не наблюдается и можно облегчить те жесткие ограничения, которые были взяты странами, входящими в сделку, в мае-июне и в июле, соответственно. На самом деле, конечно, равновесие на рынке очень хрупкое: сохраняется и перепроизводство нефти, и спрос до конца еще не восстановился, вторая волна ковида вполне возможна, если вообще можно говорить, что первая волна закончилась. Поэтому, несмотря на некий оптимизм июля, ситуация оставалась и остается достаточно тревожной.

  2. Решение ФАС повысить с 1 августа на 3% внутренние цены на газ

    Это решение вызвало много эмоций, хотя ничего сенсационного не произошло. Рост стоимости газа, на самом деле, существенно ниже среднего уровня инфляции в России, при том что в 2019 г. повышение цены на газ было связано с ростом НДС на 2%. Поэтому решение об очередном повышении давно ожидалось, но откладывалось и в связи с экономической ситуацией, и из-за пандемии, и из-за голосования по Конституции. Но вот оно принято. Кстати, у нас многие путают понятия. Скажем, стоимость газа путают со стоимостью подключения.

  3. Определение судьбы «Северного потока – 2»

    Для «Северного потока – 2» июль оказался очень противоречивым месяцем. С одной стороны, проект получил разрешение Дании использовать суда со стационарным позиционированием. Иными словами, Дания разрешила использовать в проекте суда, которые используют якорь для фиксации в море, а не более современные системы так называемого динамического позиционирования. Это означает, что «Газпром» может достраивать двумя трубоукладчиками – «Академиком Черским» и трубоукладочной баржей «Фортуна», которая динамической системой не обладала. С другой стороны, строительство так и не началось. США стали говорить о перспективах новых санкций в отношении проекта, и есть все предпосылки, что к осени эта ситуация радикально обострится.

  4. Решение «Норникеля» и «Роснефти» по формату лицензирования Ушаковского месторождения

    Очень много эмоций было спровоцировано слухами о претензиях «Роснефти» на это месторождение. «Норникель» вел оборону. Многие связывали эту историю даже с последствиями аварии на ТЭЦ в Норильске. Была даже такая концепция, что «Роснефть» сумела надавить на «Норникель» и вырвать у него Ушаковское месторождение. На самом деле, это не слишком похоже на победу «Роснефти». Всё равно речь идет о совместном использовании месторождения. А самое главное – речь идет о серьезном обременении. Дело в том, что газ с этого месторождения должен быть использован для газификации Норильска. И это не слишком «лакомое» решение. То есть говорить о том, что «Роснефть» сделала какое-то серьезное приобретение, наверное, не совсем правильно.

  5. Сделка по продаже «Стройтранснефтегаза» Геннадием Тимченко и партнерами

    Происходит довольно серьезное изменение в системе подрядчиков «Газпрома». По большому счету, появился один подрядчик – это совместное предприятие «Газпрома», Газпромбанка и физических лиц. Вот через него все строительство газопроводов и будет идти. «Газпром» запускает новый гигантский проект – «Сила Сибири – 2», который состоит даже из двух больших газопроводов. Но и то внимание к теме газификации России, которые проявили Владимир Путин и правительство в летние месяцы, говорит о том, что здесь объем строек резко может возрасти и объем заказов резко увеличится, особенно если речь пойдет о газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока.

  6. Одобрение правительством Израиля проекта соглашения с Грецией и Кипром о прокладке по дну Средиземного моря Восточно-средиземноморского газопровода

    Это очередной проект по выводу альтернативного газа на европейский рынок. Альтернативного, конечно, российскому. Это проект довольно сложный, спорный, для заполнения полноценного экспортного газопровода там не хватает ресурсов. Но это показывает, что многие в Европе воспринимают ситуацию на европейском рынке как радикально изменившуюся, с большим количеством открывшихся альтернатив. В принципе, для нас в этом не было бы ничего страшного. Мы не боимся честной конкуренции. Проблема только в том, что все эти альтернативы сопровождаются усилением политического фактора в Европе. О чем говорит и ситуация с «Северным потоком – 2».

  7. Перезапуск Саудовской Аравией и Кувейтом совместно эксплуатируемых месторождений Вафра и Харджи

    Это тревожный сигнал о том, что Саудовская Аравия является сложным, противоречивым партнером и в любой момент может подставить подножку соглашению ОПЕК+. Например, эта ситуация с серой зоной: формально здесь нет нарушения сделки ОПЕК+. Эта серая зона была выведена из соглашения ОПЕК+. И совершенно зря. Однако в мае-июне саудиты там добычу не начинали. И вот в июле добыча началась. Конечно, прежде всего саудиты думают о своих интересах, что в общем-то не слишком удивительно. Имея такого партнера, надо внимательно следить за его руками.

  8. Белоруссия закупила у США вторую партию нефти

    И в политике, и в экономике всё лето, всю предвыборную кампанию Александр Лукашенко демонстрировал отказ от сотрудничества с Россией. Весь июль Москва спокойно наблюдала за его фокусами.

  9. Минэнерго США сообщило, что из-за низких цен на природный газ американский СПГ оказался неконкурентоспособным

    Действительно, летом поставки СПГ, скажем, в Европейский Союз приносили более 100 долларов убытка с тысячи кубов. Это колоссальная сумма. Но фокус в том, что это заявление не означало прекращения экспорта. Американские экспортеры защищены и толлинговыми соглашения, и политической поддержкой. Пока экономика не убивает неконкурентоспособные проекты. Мы видим, что и в нефтяной отрасли, и в газовой всё большее влияние оказывает политический фактор. Причем политический фактор не только с точки зрения санкций и т.п., а с точки зрения поддержки государством своих производителей и экспортёров. Государства начинают выступать в роли игроков на нефтегазовом рынке, проталкивая свой продукт любыми способами. В том числе и политическими. Поэтому заявление Минэнерго США отражает, конечно, экономику вопроса, но оно вовсе не означает, что США капитулируют. Всё идет ровным счетом наоборот.

  10. Внесение в Госдуму законопроекта о льготах для производителей этана и СУГ

    Это решение о поддержке газохимического производства. И оно довольно важное с точки зрения осознания нашим правительством, что можно сколько угодно рассказывать сказки про газификацию и хайтек, про альтернативные отрасли, но в реальности если возможны в России крупные производственные проекты, они в том или ином виде будут, скорее всего, связаны с нефтегазовым комплексом и с нефтехимией. Это, кстати, один из вариантов тех самых точек роста, которые наше правительство лихорадочно ищет.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики