Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газовое обострение» на «белорусском фронте»

«Газовое обострение» на «белорусском фронте»

На встрече 15 июня 2010 года президента России Дмитрия Медведева с главой «Газпрома» Алексеем Миллером прозвучали довольно громкие заявления, которые могут свидетельствовать о серьезном ожесточении в российско-белорусских энергетических и общеполитических спорах. Миллер прямо заявил о наличии оснований для сокращения поставок газа в «союзную республику» пропорционально задолженности перед «Газпромом» (речь идет о сумме порядка 200 млн долларов). Самая же главная новость состоит в том, что данные предложения газовой монополии одобрил и лично Дмитрий Медведев, предложив дать белорусской стороне пятидневный срок для погашения задолженности. В случае отсутствия прогресса, по словам российского президента, «придется применять строгие меры».

Характерно, что ранее жесткую позицию в отношении Минска занимала скорее «силовая» часть российской элиты, которой проблемы в отношениях с Европой и транзитными странами были на руку – так проще было обосновывать необходимость разворота потоков энергетического экспорта на Китай. Сейчас же Белоруссии демонстрируется, что в необходимости давления на нее российские внутриэлитные группы близки к консенсусу – по крайней мере, внешнему. С точки же зрения долгосрочных последствий ухудшения отношений Москвы с Минском основную выгоду внутри России получат именно прокитайские группы.

Если же компромисс с Минком будет достигнут (например, по схеме «углеводороды по внутрироссийским ценам в обмен на ценную белорусскую собственность – «Белтрансгаз» и основные НПЗ»), то число выигравших будет существенно больше. Победили бы сторонники давней идеи о максимизации гарантированных объемов российского газа, идущего в Европу. Это можно сделать как раз методом получения контроля над всеми основными каналами экспорта (в том числе идущими через Белоруссию) из постсоветского пространства в западном направлении. В выигрыше от размена «Белтрансгаза» и ряда НПЗ на дешевый газ оказалась бы и «союзная республика». Ведь период перехода «Газпрома» к «равнодоходности» газовых продаж на внутреннем российском рынке вполне может затянуться, и за это время Белоруссия сэкономит немалые средства. Которые нужны именно сейчас – широко известно, что бюджет Белоруссии страдает от недополучения доходов, которые раньше давал экспорт в Европу нефтепродуктов, вырабатываемых из беспошлинно поставляемой российской нефти

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики