Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Российско-белорусский газовый конфликт

Российско-белорусский газовый конфликт

Обстановка на «белорусском фронте» российской энергетической политики продолжает накаляться, а стороны поднимают ставки в игре, пытаясь победить в войне нервов. С российской стороны сначала последовало ограничение поставок газа в «Союзную республику» на 15%, затем на 30%, теперь же «Газпром» оказывается на грани отключения до 85% поставляемого «голубого топлива», что почти равнозначно полной остановке транзита. Тем более что белорусский президент Александр Лукашенко сам подталкивает российскую газовую монополию к подобным шагам, отдавая распоряжения о блокировке транзита со своей стороны. Минск уже уведомил Москву о начале отбора транзитного газа.

При этом белорусскую сторону не останавливает тот факт, что транзитная труба «Ямал-Европа» вообще-то принадлежит «Газпрому, который и имеет все права на управлению данной магистралью. Без внимания в Минске остается и тот аргумент, что при наличии долга «Газпрома» за транзит российского газа по белорусской территории (о чем заявляют в столице «братской республики») информацию о нем следовало бы обнародовать гораздо раньше и публично. Теперь же возникает впечатление, что долг «Газпрома» (точнее, его объем в размере $260 млн) был просто «придуман» в Минске за пару дней для предъявления России хоть каких-то «материальных» аргументов.

Однако и без них в реальности позиции Белоруссии в «войне нервов» вполне сильны. Например, Лукашенко в любой момент может прибегнуть к своему излюбленному оружию – шантажу Москвы возможностью мобилизации белорусского общественного мнения на антироссийской («антимосковской») почве. Как показала практика, к этому оружию были чувствительны все постсоветские лидеры РФ. Эффективны были и угрозы Минска заморозить военное сотрудничество с Москвой – этот тезис идеально ложился на антизападно настроенное большинство общественного мнения в России, к тому же поддерживаемое немалой частью СМИ. В этих условиях представителям российского правящего «тандема» будет очень сложно сделать публичное заявление, например, об отсутствии жизненной необходимости в плотном военном сотрудничестве с Белоруссией. А раз так, то пафосные аргументы из Минска о «рисках потери Россией ключевого и сверхвостребованного военного союзника» по-прежнему будут иметь нужный эффект и приводить к уступкам в совсем иных, чем военно-техническое сотрудничество, сферах. Например, в газовой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики