Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Белорусский президент Александр Лукашенко продолжает демонстративные попытки поднять ставки в игре с Россией, демонстрируя Москве наличие у себя все новых энергетических и политических «друзей», способных снизить зависимость Белоруссии от бывшей «метрополии». Вслед за недавним интервью российским журналистам, на котором белорусский лидер, в частности, заявил о готовности «вагонами нефть возить, но не вставать на колени», Лукашенко совершил визит в Турцию. По попавшей в СМИ информации, речь на переговорах шла о возможности поставок в Белоруссию иранской нефти с использованием возможностей турецкого порта Джейхан. При этом Иран белорусский лидер собирается посетить также в самое ближайшее время.

Объективно все попытки Минска деверсифицировать углеводородный импорт имеют мало шансов на реализацию по причинам как географическим и технологическим, так и в связи с-де-факто весьма слабой экономикой «Союзной республики». Любые поставки нефти по схеме «танкер + железная дорога» проигрывают по логистике российскому трубопроводному маршруту, а долгое время переплачивать за товар Минск не может себе позволить. Даже если успешно «дотянуть» до предстоящих в декабре выборов президента Белоруссии, то все равно оказывается совершенно непонятным, как же жить дальше в условиях серьезного сокращения российских субсидий по нефти и газу.

Один из способов — это хорошо знакомая белорусскому руководству апелляция к политической ценности Минска для Москвы. Грубо говоря, это угроза «уйти к иным друзьям» уже не только по энергетическим вопросам, но и сделать некий «стратегический выбор в сторону от РФ». Однако это тоже далеко не просто — ведь репутация Лукашенко на Западе давно известна и вполне определенна. Полностью принять его за «своего» европейцы не готовы даже в случае декларативно-демонстративного провозглашения Минском прозападного курса (с которым, отметим, не слишком сочетаются реалии политической и экономической жизни в Белоруссии).

Все эти доводы не означают, что в нынешнем конфликте с Минском у российского руководства есть однозначное преимущество. Напротив, возможности критики Лукашенко серьезно ограничены. Одно дело — «нападки» в настоящее время, хотя и они не столь просты и исполнении. Ведь легко нарваться на инерцию массового сознания российских граждан, долгое время получавших по основным каналам массовой коммуникации информацию о «сверхважности» Лукашенко для России как военного и политического союзника перед лицом НАТО и «оранжистов». Подобная точка зрения, кстати, до сих в большом количестве присутствует в комментариях различных экспертов и журналистов (считающих себя частью «патриотического дискурса») в российских СМИ. Даже несмотря на четко высказанную позицию президента Дмитрий Медведева по этому вопросу.

Еще более сложно будет решиться на жесткую телекритику Лукашенко в период выборов, когда российским госСМИ придется так или иначе определятся в отношении проевропейской либеральной оппозиции режиму Лукашенко, которая наверняка выйдет на улицы. Поддержка этих политиков (традиционно обвинявшихся во все том же пресловутом «оранжизме») со стороны России — отнюдь не гарантированный сценарий.

Белорусский же президент отлично понимает данную коллизию, из которой придется искать выход российскому руководству. Что и дает Лукашенко шансы надеется на успех и расширяет ему пространство для политического торга с Москвой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики