Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы прижимают Миллера к стенке: «Газпром» пропускает новый удар

Немцы прижимают Миллера к стенке: «Газпром» пропускает новый удар

Процесс сертификации «Северного потока-2» может быть затянут. Как минимум, еще на полгода

Решения по сертификации газопровода «Северный поток-2» в первой половине 2022 года не ожидается. Об этом, как пишет Bloomberg, заявил глава Федеральное сетевое агентство Германии (Bundesnetzagentur, BNetzA) Йохен Хоманн.

По его словам, регулятор до сих пор не получил необходимые документы от оператора.

«Это не в наших руках», — сказал он, добавив, что процесс сертификации, приостановленный в ноябре, возобновят, когда требования будут выполнены. Речь идет о том, что оператор должен создать отдельную компанию, которая возьмет на себя управление немецким участком «Северного потока-2».

Теперь значит, еще полгода? Хотели к 8 января, потом к 8 мая… Теперь вот июль…

— 8 января и 8 мая это две даты одного процесса сертификации, который предполагает сертификацию на национальном уровне (в Германии) и последующее согласование Еврокомиссией, — поясняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Июля тут вообще нет. Глава БНА просто опасается, что не успеет получить пакет документов от оператора проекта, изучить его и одобрить до 8 января. Соответственно, это может увеличить предельные сроки полного цикла процесса.

«СП»: — Регистрировать новую компанию-оператора будут еще полгода?

— Не полгода. Прошел всего месяц с момента, когда регулятор и оператор достигли общего понимания, как нужно организовать юридическую структуру, чтобы она соответствовала законодательству Германии и ЕС. Но пока эти процедуры не завершены.

Пока сложно оценивать, на сколько реально затянется сертификация. Одно очевидно, задержка с запуском проекта негативно влияет на доступность газа в Европе и является одним из факторов роста цен на газ.

«СП»: — По-вашему, тут есть результат давления новых немецких властей, которые, несомненно, относятся к проекту прохладнее предшественников.

— В настоящее время я не вижу особого давления со стороны нового правительства, но глава БНА, конечно, предпочитает высказываться максимально осторожно. Однако правительство должно делать все возможное для стабилизации газового рынка и скорейший запуск «СП-2» мог бы существенно улучшить безопасность и снизить цены на рынке.

— Суть публикации Bloomberg в том, что они взяли комментарий у главы БНА, который сказал, что у них сейчас нет на руках документов для того чтобы продолжить сертификацию, — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

— Они сказали «Газпрому» перерегистрировать в немецкой юрисдикции Nord Stream-2 A.G., которую «Газпром» назначил оператором. «Газпром» этого пока не сделал и, соответственно, документы не предоставил, поэтому они пока не могут возобновить процесс сертификации. А дальше журналисты уже додумали, что все это завершится только во втором полугодии.

«СП»: — Но откуда этот срок?

— Вероятно, они подумали, что пока «Газпром» будет готовить документы, потом регулятору выдается максимальный срок четыре месяца, дальше дается два месяца Еврокомиссии, чтобы дать свое заключение на решение немецкого регулятора — вот и получается второе полугодие 2022 года. Но в реальности, не факт, что и регулятор, и ЕК потратят именно максимальное количество времени. Регулятор уже начинал процедуру, так что, возможно, ему понадобится менее четырех месяцев, возможно, и ЕК быстрее управится. Возможно, конечно, не по той логике, как у авторов статьи, но процесс сертификации действительно может завершиться только летом.

Сейчас уже это не важно. Важно было, поможет ли «СП-2» европейцам пройти отопительный сезон или нет. Сейчас можно с уверенностью сказать, что — нет. А дальше ключевой вопрос, запустят ли его до следующего отопительного сезона.

«Газпром» показывает, что он создал компанию, которая позволяет ее топ-менеджерам быть независимыми в своих решениях от самого «Газпрома», убирается аффиляция между двумя компаниями, и оператор не может подыгрывать одному из поставщиков. На это регулятор говорит: перерегистрируйте оператора в моей юрисдикции, чтобы у меня были полномочия запрашивать любые документы, необходимые для прозрачности его деятельности. «Газпром» этим занимается.

Если даже ему не удастся сертифицировать Nord Stream-2 A.G. в качестве оператора, конечно, он найдет другую компанию, просто использовать свою «дочку» выгоднее. Нет — так нет, найдет независимую, которой он будет платить за осуществление функций оператора. Никто же газопровод не забирает, не запрещает им пользоваться. К самому газопроводу ни у кого нет претензий. Весь сыр-бор вокруг компании-оператора.

«СП»: — Ну, возобновят они сертификацию, а дальше? Это же не значит, что сертифицируют сразу. Какие еще поводы для задержки могут придумать?

— Скорее всего, новых поводов для задержки уже не будет, хотя какие-то бюрократические подводные камни еще могут всплыть. Конечно, могут и не сертифицировать. Сложно сказать, что они в итоге решат.

«СП»: — А после того, как сертифицируют, что? Скажут, что нужно еще 50% трубы немецкого участка отдать другому поставщику? И что тогда?

— Это отдельная история, и вопрос пока никак не решен. «Газпром» пытается доказать, что СП-2 попадает под исключения, которые был применены к СП-1. Тогда немцы говорили, что поправки в Европейское законодательство, которые предусматривают его распространение на морские газопроводы (тогда оно на них не распространялось, и только под СП-2, чтобы помешать его реализации), не могут быть применены к тем газопроводам, которые были завершены до мая 2019 года.

И «Газпром» пытается доказать, что СП-2 был завершен до этого срока, не важно, когда он был достроен, главное, когда были сделаны инвестиции. Вот когда деньги собрали — все, остальное, т.е. достроить «трубу» — уже дело техники. Один суд ему отказал, сейчас он подает апелляцию. Но к сертификации это отношения не имеет.

Если суд выиграть не удастся, у его остается два выхода. Первый: пустить альтернативного поставщика газа, что сейчас активно лоббирует «Роснефть», где говорят, давайте мы сейчас еще 10 млрд кубов своего газа дадим, загрузка тогда будет уже не 27,5 млрд, а 37,5. Но «Газпром» против, поскольку это будет разрушение экспортной монополии на трубопроводный газ.

Либо о может договориться с европейскими клиентами о том, чтобы те получали газ за 12 морских миль от берега Германии, где начинается европейское регулирование, получали право собственности на газ в размере 27,5 млрд. кубов. Дальше половину «трубы» как бы загрузит «Газпром», половину — европейские компании.

«СП»: — По-вашему, это как-то связано с давлением нового немецкого правительства? Насколько тут независим регулятор? Или при Меркель было бы то же самое?

— Я думаю, что смена правительства ФРГ тут никакого влияния не оказывает. Напомню, приостановка сертификации случилась еще при Меркель. Конечно, возможно, новые руководители страны менее позитивно, чем Меркель, отзываются об СП-2, но они отзываются и менее негативно, чем до того, как приступили к исполнению полномочий, потому что теперь понимают свою ответственность за Германию, за надежное газоснабжение всей Европы.

Тем более что они себя позиционируют в качестве лидеров Евросоюза. Мы на самом деле видим, как их риторика смягчается в сравнении с тем, что было во время предвыборной кампании. И они никак не влияют на процесс сертификации, который никак не зависит от политических предпочтений правительства, там уже включается бюрократия — сотрудники сетевого агентства сами боятся, что их обвинят в политизации.

«СП»: — Французское издание Les Echos сообщает о том, что канцлер ФРГ Олаф Шольц пытается перенести ответственность за запуск «Северного потока-2» на ЕС. Американская The Hill пишет, что приход нового правительства ФРГ существенно осложнил ввод в эксплуатацию СП-2. Насколько это все так? Или это нагнетание?

— Полагаю, это все спекуляции. Надо же что-то писать, придумывать какие-то версии. Еще раз повторю: простановка сертификации была при Меркель, всякие прочие проблемы были при Меркель, она не смогла противодействовать распространению Третьего энергопакета. Так что не нужно считать ее эдакой всесильной охранительницей «Северного потока-2». Она действительно очень много сделала для того, чтобы не было никаких дополнительных санкций, никаких официальных санкций со стороны ЕС.

Шольц не принимает решений: запустить или не запустить. И потом все понимают, что «Газпром» будет судиться. Поди докажи в суде, чем тебе не нравится газопровод. Нравится — не нравится, если он соответствует европейским законам, его обязаны запустить. Так что я не думаю, что Шольц что-то там перекладывает. Он занимается другими — внутренними делами: формированием команды, проектами реформ и т. д., и до СП-2 ему пока особо дела нет.

«СП»: — Насколько в итоге максимально может затянуться процесс?

— Сложно сказать. Есть четкие сроки — как только «Газпром» подает обновленные документы, у регулятора есть не более 4 месяцев. Он должен хотя бы сказать: да или нет! Дальше ЕК должна дать заключение на решение регулятора, который не обязан к нему прислушиваться. На все про все максимум полгода.

Дальше могут начаться суды со стороны Польши, но опять же, не факт, что суд приостановит решение немецкого регулятора. Пока он будет разбираться, оно будет действовать, а газопровод — функционировать. До бесконечности затягивать не получится. В «Газпроме» тоже не дураки, они будут судиться, будут давить европейские компании, которые давали кредит — 5 млрд. Они тоже будут судиться, если до этого дойдет.

В пользу «Газпрома» играет тот факт, что все это происходит в правовом поле Евросоюза. Нам плевать, нравится кому этот газопровод или нет. Либо вы официально меняете собственные законы или вводит санкции против России или «Газпрома», либо запускайте.

Складывается ложное впечатление, что все против СП-2. Это не так, весь бизнес за него. Может, «Газпром» и проигрывает информационную войну, но в реальности у него есть свои сторонники и лоббисты, есть, кому пнуть евробюрокаратию.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 17.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики