Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Иранская альтернатива «Газпрому»?

Иранская альтернатива «Газпрому»?

Недавно несколькими ближневосточными странами – Ираном, Ираком и Сирией – был  подписан меморандум о строительстве газопровода через Ливан в Западную Европу. В качестве источниковой базы проекта предполагается использовать иранское месторождение Южный Парс. Стоимость проекта должна составить 10 млрд долларов, протяженность трубы – 5 тысяч километров.

О меморандуме, хотя он пока и является лишь декларацией о намерениях, уже успели позитивно отозваться иранские лоббисты, убеждающие публику в стремлении Европы побыстрее заместить российский газ «голубым топливом» из ИРИ. С чисто технологической точки зрения строительство газопровода из Ирана в Европу вполне возможно, как и с точки зрения экономики. Иранские запасы газа – при условии соответствующих вложений в добычу со стороны иностранных инвесторов – вполне могут позволить исламскому государству стать одним из ведущих поставщиков топлива в ЕС, потеснив всех иных конкурентов, включая и «Газпром». Собственно, именно на иранский газ поначалу и был ориентирован многострадальный проект Nabucco.

Но на практике подобный сценарий маловероятен – из-за фактора политических рисков. Несмотря на убыстряющиеся темпы исламизации Европы, решиться на замену «ненадежной России» на якобы «надежный» Иран европейские политики все еще не готовы. Лозунги о необходимость «стирать с политической карты» соседние страны пока не вызывают особого понимания в европейских столицах, что будет тормозить прикладные переговоры о масштабных поставках газа. Также никуда не исчезает фактор США – в условиях жесткой конфронтации Вашингтона с Тегераном строить трубопроводы из Ирана в Европу было бы рискованным шагом. Тем более если «миротворца Обаму» на следующих выборах сменит в Белом доме кандидат-республиканец, разделяющий более традиционные для американского истеблишмента взгляды на ближневосточную политику.

Инвестиции могут быть потеряны и из-за возможных боевых действий Ирана и Израиля. «Режим аятолл» в течение ближайших лет вплотную подойдет к созданию атомной бомбы, что вполне может вызвать превентивный (по версии Израиля) удар со стороны еврейского государства. Результатом может стать региональная конвенциональная или ядерная война.

Не стоит забывать и о недовольстве иранской экспансией в арабском мире. Саудовская Аравия в лице принца Турки аль-Фейсала уже прямым текстом заявляет о намерении создать собственное ядерное оружие в том случае, если бомба появится у Ирана. Соответственно, уже в течение ближайшего десятилетия не исключена масштабная саудовско-иранская война, подкрепляемая общим суннитско-шиитским противостоянием. Напомним, Тегеран в последнее время обещает отправить в Бахрейн корабли с грузом в помощь местным шиитам, рассматривая действия вооруженных сил саудовцев в этой стране как подавление своих восставших единоверцев. Косвенное столкновение Саудовской Аравии и Ирана (так называемая «война по доверенности» - proxy war) уже идет в Сирии, являясь одним из детонаторов развивающихся в этой стране гражданских беспорядков.

Анализируя риски газового транзита в регионе, нельзя пройти мимо еще одного значимого момента – вероятности возобновления в Ираке полномасштабной гражданской войны между шиитами, суннитами и курдами после окончательного ухода из страны американских военных. Представления различных этнически-религиозных иракских групп о принадлежности того или иного месторождения или трубопровода конкретному владельцу могут оказаться малосочетаемыми друг с другом.

Учитывая все упомянутые факторы, стремление заменить российский газ на иранский было бы, мягко говоря, рискованным решением для европейских потребителей.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики