Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил решение Швеции закрыть дело о диверсиях на «Северных потоках»

Эксперт объяснил решение Швеции закрыть дело о диверсиях на «Северных потоках»

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с Рамблером прокомментировал решение шведской прокуратуры закрыть дело о диверсии на «Северных потоках», а также оценил перспективы аналогичного расследования, которое проводит Германия.

Прокуратура Швеции ранее приняла решение о прекращении собственного расследования взрывов на газопроводах «Северный поток – 1» и «Северный поток – 2». В сообщении говорится, что у властей есть «четкое представление об инциденте». Как отмечается, прокуратура не выявила «ничего, что указывало бы на то, что Швеция или шведские граждане были причастны к нападению». Подчеркивается, что вся документация по этому делу будет передана Стокгольмом немецкой стороне, которая до сих пор ведет расследование.

"Решение Швеции отказаться от проведения дальнейшего расследования говорит о том, что они перешли в стадию спускания дела на тормозах. И, с одной стороны, они не могли не открыть расследование – все-таки произошли теракты в европейской акватории (один взрыв произошел в шведской, второй – в датской акватории) - не завести уголовной дело в этой ситуации было бы странно. С другой стороны, никакого реального расследования, естественно, никто проводить и не собирался, иначе можно было бы выйти самим на себя. На то, что реально никто ничего не хотел расследовать, указывает тот факт, что европейцы не объединили свои дела – каждый проводил свое отдельное расследование: Германия – свое, Дания – свое, Швеция- свое. Это было сделано, чтобы исключить утечки какой-либо информации, если она у них вообще была. Расследование проводить им было нельзя – а что, если в реальности ты выйдешь на США или на какого-то исполнителя, например, на поляков или британцев? Поэтому Швеции нужно было открыть дело, а затем поэтапно его закрыть. Сейчас мы слышим оправдания и заявления об отсутствии подозреваемых, а дальше дело отправят в архив. Возможно, когда-нибудь – через десятилетия – мы увидим возобновление расследования, засекречивание дела или признание вины кем-то из стран Запада. Но сейчас никто в причастности ко взрывам признаваться не будет". - Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Другие страны, ведущие расследование касательно подрыва «Северных потоков», последуют примеру Швеции и также закроют соответствующие дела, считает специалист. По его словам, передача Швецией властям Германии своих наработок по делу не приведет ни к какому результату. 

«В Германии тоже ни к чему не придут, просто они подольше могут «барахтаться», поскольку Германия – более самостоятельный игрок. Если Дания и Швеция откровенно говорят о том, что они – маленькие страны, которые сами ничего не решают, то в ФРГ так сказать не могут из-за своего статуса. Германии будет сложнее отказаться от расследования, но там всегда могут сказать, мол, взрывы произошли не в нашей акватории, поэтому у нас нет соответствующих полномочий, наши возможности ограничены. Думаю, они пойдут именно по такому сценарию. Но при этом немцы будут затягивать закрытие своего дела, поскольку оно является инструментом торга с теми же самыми Соединенными Штатами по совершенно разным вопросам – экономическим, политическим и так далее», - сказал эксперт. 

Немецкая оппозиция ранее потребовала деталей расследования по «Северным потокам». 

Автор: Семён Капранов

Источник: Рамблер, 08.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики