Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС не заинтересован продлевать соглашение о транспортировке российского газа через Украину

ЕС не заинтересован продлевать соглашение о транспортировке российского газа через Украину

В конце 2024 года заканчивается контракт на транзит газа по территории Украины в Европу между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Однако не исключен сценарий, при котором после 2024 года такие поставки сохранятся без соглашения

Еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон заявила о ненужности транзита российского газа через Украину. Об этом она сообщила в ходе встречи с украинским министром энергетики Германом Галущенко. «Мы два года готовились к окончанию этого контракта, и у нас есть альтернативные варианты для обеспечения безопасности поставок», — заявила представитель Еврокомиссии.

Комментирует замдиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач:

«Это мнение еврокомиссара, мнение интересное, но, может быть, госпожа Симсон не в курсе, что транзит газа идет через Украину на стабильно высоком для последних месяцев уровне. Это означает, что российский газ, в том числе через украинский транзит, востребован европейскими потребителями. Я думаю, что вокруг этого идут разговоры в связи с тем, что в конце этого года завершается действие транзитного договора, встает вопрос, как дальше жить. Есть партия за полный отказ от российского газа, есть партия в Европе, которая все-таки заинтересована в том, чтобы газ поставлялся и приносил выгоду в том числе европейским потребителям, которым не нужно будет бегать по рынку, искать альтернативу, переплачивать за нее. В любом случае для потребителя наличие какого-то конкурентного предложения всегда хорошо, а когда оно искусственно ограничено, всегда плохо».

Долгосрочный контракт на поставки российского газа в Европу через Украину завершится 31 декабря. Будет ли он продлен, если ЕС этого не хочет? Мнение ведущего эксперта Финансового университета Игоря Юшкова:

— Транзит осуществляется на основании двустороннего контракта между «Газпромом» и оператором газотранспортной системы Украины. Европа там никаким образом не представлена и ничего не подписывала. Даже если контракта между «Газпромом» и оператором украинской ГТС не станет, все равно транзит может осуществляться, потому что это раньше нужен был долгосрочный договор и он являлся единственной юридической базой для транзита, а с 2019 года Украина имплементировала все европейское законодательство в области газовой промышленности, теперь она обязуется проводить аукционы, на которых будет разыгрывать мощности по транзиту газа через свою систему, и она уже это делала — «Газпром» участвовал в этих аукционах. Он приходил на эти аукционы, покупал мощности, бронировал их, прокачивал столько, сколько ему нужно. Поэтому сейчас долгосрочный контракт необязателен, но на практике мы понимаем, что после окончания отопительного сезона США будут активно давить на Украину с целью заставить ее сократить транзит на любых основаниях.

— Что будет делать «Газпром» без украинского транзита?

— Придется сократить экспорт. Сейчас транзит через Украину составляет примерно 42 млн кубов в сутки, он делит между всеми европейскими странами, куда доставляет газ. Соответственно, он не сможет исполнять эти контракты, объявит форс-мажор, но перенаправить по другому маршруту в Европе или на другие рынки он тоже не может. Поэтому, как было и с предыдущими сокращениями объемами, он просто сократит объемы добычи, этот газ девать пока некуда.

Ранее вице-премьер Александр Новак заявлял, что Россия не ведет переговоров о новом контракте по украинскому транзиту. В свою очередь агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники отмечало, что в Брюсселе больше не возражают против планов Киева прекратить транзит.

Источник: BFM.RU, 15.02.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики