Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Насколько сильно сказываются на нефтеперерабатывающей отрасли удары украинских БПЛА по российским НПЗ?

Насколько сильно сказываются на нефтеперерабатывающей отрасли удары украинских БПЛА по российским НПЗ?

Последствия разные, иногда такие атаки приводили к частичной остановке заводов. Какой объем переработки нефти затронут этими атаками и каковы сроки возможного ремонта?

Украинские беспилотники продолжают свои попытки нанести ущерб российским НПЗ. В среду объектами атак стали три предприятия в Рязанской, Ленинградской и Ростовской областях. Во вторник было еще несколько происшествий на НПЗ.

Периодические атаки украинских дронов на российские НПЗ продолжаются с начала года, но в последние дни резко участились. За вторник и среду инциденты произошли на пяти предприятиях — Рязанском НПЗ, где падение дрона привело к возгоранию одной из установок по переработке нефти, в Новошахтинском НПЗ, где, по заявлению властей, после атаки пришлось остановить работу техобъектов. Также была нефтебаза в Орле и возгорание резервуара с топливом, попытки дронов атаковать завод КИНЕФ в Киришском районе Ленинградской области, оба раза для ВСУ безуспешно — дроны сбивались на подлете. Наконец, был пожар на «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». Причем два месяца назад атаковали то же предприятие, что привело к приостановке работы одной из установок. Заметными были еще атака в начале февраля на НПЗ в Волгограде и последующий пожар.

Если дроны сбивать не получается, они поражают, как правило, два вида целей — либо резервуары с топливом, либо так называемые установки для каталитического крекинга. Обычно на заводе такая установка всего одна, максимум две. Это крайне важное оборудование для НПЗ, весьма дорогостоящее и обеспечивающее половину работы предприятия, говорит независимый аналитик Дмитрий Лютягин:

«Она нужна для того, чтобы выпускать светлые нефтепродукты, такие как высокооктановые бензины. Когда такая установка выходит и строя, это значит, что завод останавливает выпуск бензина, переходит или продолжает выпускать уже темные нефтепродукты, такие как дизель, битумы. Все атаки в первую очередь нацелены на то, чтобы вывести инфраструктуру по производству бензинов. Эта установка достаточно сложная, если посмотреть такие проекты, которые делал «Лукойл» в свое время, компания вложила в установку каталитического крекинга более ста миллиардов рублей, сроки по реализации такого проекта составляют до трех лет. Безусловно, надо смотреть на характер соответствующих повреждений, потому что именно от него будет зависеть стоимость ремонта и сроки этого ремонта. В моем представлении, если установка повреждена незначительно, то ее, наверное, можно в течение квартала — двух кварталов отремонтировать и запустить».

В России сегодня есть около 30 крупных НПЗ, каждое из которых перерабатывает свыше 1 млн тонн нефти в год. И около 80 НПЗ поменьше, с объемами в 300-500 тысяч тонн. Из 30 крупных около десяти — самые крупные, суммарный объем их переработки — почти 160 млн тонн нефти. Туда можно отнести, например, Омский НПЗ, «Киришинефтеоргсинтез», Рязанский НПЗ, завод «Татнефти» ТАНЕКО, Ярославский «Нефтеоргсинтез», Московский НПЗ, Туапсинский завод «Роснефти» и «Новошахтинский».

За прошлый год в России было переработано 275 млн тонн нефти на всех НПЗ. А пострадавшие предприятия суммарно перерабатывали около 34 млн тонн. Бензина разного октанового числа за год выпущено 44 млн тонн и дизеля 88 млн тонн. Объем выпуска бензина на пострадавших заводах в совокупности составляет порядка 25-30% от всего объема по стране. Если, к примеру, на паузу встанут Рязанский и Нижегородский НПЗ — это существенно подрывает баланс по поставкам топлива на внутренний рынок, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«В России НПЗ не так уж и много, чтобы ими разбрасываться. Все, что фактически находится в 1000 километрах от линии фронта, как мы понимаем, находится в зоне риска. В России дизельного топлива выпускается в два раза больше чем потребляется, то есть 50% уходит на экспорт, а с бензином только 90% потребляется на внутреннем рынке, а 10% уходило на экспорт. 10% как раз российского бензина производится в Нижегородском НПЗ, это крупнейший нефтеперерабатывающий завод по производству именно бензина в России вообще, и вот он находился в ремонте где-то с конца декабря 2023 года, то есть сейчас, когда по нему наносились удары, он не работал в полную силу. Мы уже, в общем-то, примерно на грани: сколько потребляем, столько и производим».

Январская авария на Нижегородском НПЗ «Лукойла», где поставили на паузу одну из двух установок, привела к падению производства бензина на 200 тысяч тонн в месяц. Военная техника, и это не секрет, заправляется дизелем, поэтому удары ВСУ по российскому бензину направлены, очевидно, на внутренний рынок. Привычные механизмы стабилизации цен, тот же демпфер — не защищают от физического дефицита топлива.

Однако у государства есть другие рычаги — можно закупать топливо за рубежом, на тех же белорусских НПЗ, снижать налоги для нефтяников, напрямую субсидировать сохранение старых цен сначала на бирже и в конечном счете — на АЗС. Но все это понадобится только при появлении кризисных ситуаций, речи о которых пока не идет.

Бензин АИ-95 впервые с конца сентября подорожал до 60,5 тысячи рублей за тонну, почти на 2% — это данные Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Исторический максимум для АИ-95 составлял почти 77 тысяч рублей за тонну, он был достигнут 7 сентября. Тогда власти вводили временное эмбарго на экспорт топлива.

Источник: BFM.RU, 13.03.2024 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики