Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Утекает сквозь пальцы. Россия рискует потерять источник заработка

Утекает сквозь пальцы. Россия рискует потерять источник заработка

Экспорт через систему "Транснефти" в январе снизился на 4,6%

Президент предупредил: страна может лишиться доли рынка из-за сделки ОПЕК+. Пытаясь удержать высокие цены, участники альянса постоянно сокращают добычу, однако пользуются этим другие. В первую очередь США — развивают проекты сланцевой нефти. Как Москве сохранить рыночные позиции и доход — в материале РИА Новости.

Нефтяные безбилетники

Согласно отчету ОПЕК, в январе экспорт нефти из России и Центральной Азии уменьшился на 0,2%, через систему "Транснефти" — на 4,6%. Спад наблюдался во всех портах, кроме Приморска.
 
Поставки по трубопроводу "Дружба" снизились на 22% относительно января 2023-го. Хотя общий экспорт нефтепродуктов за месяц прибавил почти пять процентов, за год —сократился примерно на 20.
 
Однако нефтяной альянс прогнозирует повышение спроса на черное золото в 2024-2025-м. "Главным образом из-за роста производства в Китае и Индии", — поясняет доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков обращает внимание на активную "автомобилизацию" в этих странах. В КНР все популярнее электрокары, но и обычных с ДВС продается все больше. У Индии в этом плане огромный потенциал — рынку расти еще очень долго, соответственно, и спросу на топливо.
Доцент кафедры экономики РЭУ Александр Тимофеев полагает, что потребление увеличится процентов на 15 и в основном за счет Африки.
 
Однако пока ОПЕК+ приходится добывать все меньше. "Цель — заработать больше, но, с другой стороны, это на руку странам, не входящим в альянс, тем же США", — указывает Юшков. Сланцевые проекты дорогие, для их реализации необходима высокая цена на сырье, иначе многие утратят рентабельность. "Получается, они как безбилетники пользуются усилиями ОПЕК+: расширяют производство, вводят новые мощности в эксплуатацию. Мы не можем сокращать добычу до бесконечности, нам нужен этот заработок для пополнения бюджета", — объясняет эксперт.

Найти выход

Несмотря на очевидные риски, сделка ОПЕК+ принесла России выгоду. Первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин уточнил: за восемь лет — 30 триллионов рублей. "Это примерно две трети социальных трат за этот период бюджета. То есть действительно стране это дало очень большие средства", — сказал он на встрече Владимира Путина с победителями конкурса "Лидеры России".
 
Схема действует и сейчас. Благодаря совместным усилиям, Brent держится выше 80 долларов за баррель. Конечно, есть определенные трудности с дисциплиной. "Периодически отдельные страны добывают больше, чем положено квотами. Обычно это связано с плановым запуском новых мощностей, — говорит Юшков. — Когда такое происходит, нарушителей разными инструментами заставляют вернуться к нормам. Так что проблема решаема".
 
Серьезные неприятности возникнут, если за подобное возьмутся крупные игроки — Россия или Саудовская Аравия. Тогда рухнет весь альянс, предупреждают аналитики. Все станут добывать и продавать по максимуму, это приведет к переизбытку продукта во всем мире и стремительному падению цен. Большинство проектов потеряют рентабельность, выживут только самые эффективные. По мнению Хачатуряна, уже при 40-50 долларах за баррель нефтяной кризис наступит не только в США, но и во всех добывающих странах.

Ничего себе

Эксперт считает стимулирование внутреннего потребления и развитие нефтепереработки единственным способом повышения нефтяных доходов.
 
"Именно нефтяная продукция с высокой добавленной стоимостью сегодня пользуется повышенным спросом на рынке", — говорит Хачатурян. Это потребует времени — значительного сокращения цен на топливо на внутреннем рынке ждать не стоит. Однако, если правительство примет превентивные стимулирующие меры, за год топливо может подешеветь на три-пять процентов.
 
Необходимые инструменты для этого есть, в том числе демпферный механизм. "По сути, это разница между ценами, которые государство хочет видеть в стране, и тем, что компания могла бы заработать на экспорте. Меняя демпферные выплаты, власти регулируют рынок", — объясняет Юшков.
 
На практике бензин практически не дешевеет. Механизмы сдерживания прежде всего не позволяют ему резко дорожать.

Правильный путь — трудный

Аналитики видят решение проблемы в корректировке формата ОПЕК+. "Важно мгновенно откликаться на изменение спроса. Если на рынке возникает необходимость в дополнительных поставках, альянс не успевает реагировать, и этим пользуются другие. Надо разработать механизм, позволяющий не только сокращать объемы, но и восстанавливать их", — подчеркивает Юшков.
 
На внутреннем рынке требуется оптимизация логистики — флота, страховых затрат. Пока отрасль работает с теневыми перевозчиками, но они компенсируют риски высокими тарифами. То же самое и со страховщиками. Лучше всего — построить собственные танкеры. В том числе и ледового класса для северных маршрутов.
 
Помимо этого, предстоит отладить систему расчетов, чтобы получать оплату в наиболее удобной валюте. Юшков указывает на юань. "Мы закупаем в Китае множество товаров, так что нам есть на что потратить их деньги", — поясняет он.
 
Кроме того, важно быть в курсе схем перепродажи российской нефти и выстраивать экспорт так, чтобы извлекать максимальную прибыль.
 
Автор: Надежда Сарапина
 
Источник: РИА Новости, 16.03.2024

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики