Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономисты оценили масштабы ущерба после атак беспилотников на российские НПЗ

Экономисты оценили масштабы ущерба после атак беспилотников на российские НПЗ

«Дефицита топлива в ближайшие полгода не будет»

В России парализована примерно десятая часть производства топлива. В этом сходятся западные аналитики, оценивая масштаб ущерба от ударов беспилотников по нефтеперерабатывающим заводам в середине марта. Во многом их расчеты носят спекулятивный характер, поскольку нет подробностей инцидентов. Компании-владельцы атакованных НПЗ не раскрывают, какое именно оборудование вышло из строя, какова степень повреждений и каковы предполагаемые сроки восстановления.

На сегодняшний день 13% от суммарной мощности действующих первичных установок переработки нефти на российских НПЗ находятся в режиме аварийного простоя, подсчитал Reuters. В свою очередь, Bloomberg приводит оценки международной энергетической группы Gunvor и банка JP Morgan Chase, согласно которым потери российской «нефтянки» составили, соответственно, 600 тысяч и 900 тысяч баррелей в сутки. 

Зримым подтверждением падения объемов производства стал скачок оптовых цен на бензин и дизельное топливо. В понедельник, 18 марта, тонна АИ-95 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоила 63 361 рубль – рекордно дорого с сентября и на 12% больше, чем в начале марта. Цена АИ-92 достигла максимума с октября – 50 957 рублей за тонну, а зимнего дизеля – с ноября (65 481 за тонну).

При этом следует учитывать два важных обстоятельства: во-первых, ударам подверглись наиболее крупные российские НПЗ, которые выпускают высококачественное моторное топливо для внутреннего рынка, во-вторых, это произошло накануне весеннего сева. «Нам нужно поддерживать достаточный объем запасов нефтепродуктов, потому что впереди у нас посевная, - заявил на совещании в Госдуме глава Минэнерго Николай Шульгинов. - И мы с Минсельхозом работаем над этим, планируем утвердить план-график поставок».

По словам директора по коммуникациям BitRiver, экономиста Андрея Лободы, показатели ущерба от Gunvor и JP Morgan Chase выглядят завышенными. Тем более, что обе эти организации в России не работают. Вызывает сомнения и цифра в 13% простаивающих мощностей от Reuters. Если бы это действительно было так, пострадавшие нефтяные компании уже обивали бы пороги Минэнерго, требуя увеличения субсидий по демпферу или ещё каких-либо преференций. Но ничего подобного не происходит.

«Соответственно, - рассуждает Лобода, - оценки западных аналитиков надо как минимум делить надвое. Скорее всего, из строя выбыли 5-7% совокупных мощностей. Дефицит топлива точно не грозит стране, у которой, помимо 26 крупных НПЗ, есть в распоряжении ещё отдельные мини-предприятия такого профиля. Вынужденный простой части заводов (на восстановление может уйти полгода) может быть скомпенсирован увеличением поставок топлива на внутренний рынок другими сегментами этой индустрии».

Безусловно, удары по российским НПЗ являются серьезной проблемой для энергетической отрасли – недооценивать их влияние опасно, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Однако, по его словам, власти к такому повороту событий оказались готовы, заранее введя временный запрет на экспорт топлива и сформировав достаточные запасы в хранилищах. Эксперт уверен, что в ближайшие полгода внутренний рынок избежит дефицита. Да, с учетом близящейся посевной кампании розничные цены в ряде регионов могут подскочить, но не более того. Что касается сроков ремонта пострадавших НПЗ, любая оценка заведомо нереалистична, поскольку точный масштаб неисправностей неизвестен. Важно также, рассуждает Деев, что на весну намечено проведение плановых ремонтов заводов. Те предприятия, которые не подверглись атакам, могут временно отложить эти планы, чтобы «заместить» собой пострадавшие НПЗ.

«Получить достоверную картину ущерба невозможно: сами компании-владельцы НПЗ такие вещи не комментируют. На Западе оценки разнятся: кто-то говорит про 10%, а кто-то про 13% вышедших из строя мощностей, - рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Непонятно, какие цифры брались в расчет – то ли реальных объемов производства, то ли потенциальных (максимально допустимых). Например, по выпуску дизельного топлива российские НПЗ традиционно недозагружены, то есть они производят меньше, чем могут, поскольку в этом нет экономической целесообразности».

Вопрос о дефиците пока не стоит, страна в целом обеспечивает себя топливом. В частности, около 50% дизтоплива уходит на экспорт, соответственно, с экспортного направления можно перенаправить часть на внутренний рынок. Чего не сделаешь с бензином, которого в России производят ровно столько, сколько и потребляют. Плюс, отмечает Юшков, можно увеличить загрузку на непострадавшие НПЗ и тем самым восполнить выпадающие мощности. Основным узким местом становится сейчас транспортный вопрос: как быстро получится перекидывать объемы нефтепродуктов из одного региона в другой? В прошлом году топливный кризис усугубился во многом потому, что из-за транспортных проблем сельхозпотребители вовремя не получали солярку для техники – как во время посевной, так и уборочной кампании.

«Решением могло бы стать увеличение топливного демпфера (субсидий для НПЗ), что сдержало бы динамику оптовых цен на бензин, которые традиционно растут в период летних отпусков. Да и загрузка доступных НПЗ бы возросла. Плюс государству следовало бы подумать о смягчении налоговой нагрузки (фискальных льготах) для тех нефтекомпаний, чьи заводы вышли из строя. И, конечно, все эти меры не имеют смысла, если не обеспечить нефтяников средствами противовоздушной защиты», - резюмирует ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 20.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики