Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Reuters пытался потопить танкеры «Совкомфлота», но ошибся адресом

Reuters пытался потопить танкеры «Совкомфлота», но ошибся адресом

Вашингтон хочет вытеснить российскую нефть с индийского рынка

Индийская фирма Reliance Industries может отказаться от поставок российской нефти на танкерах судоходной компании «Совкомфлот» после того, как против этого перевозчика ввели американских санкции. Подобное решение крупнейшего покупателя нашей Urals усугубит экспортные проблемы РФ, появившиеся, когда в США сформулировали свое отношение к 14 танкерам. Индийская компания вроде бы уже попросила, чтобы новые поставки не осуществлялись «засвеченными» судами.

Кстати, сами Штаты от русской нефти не отказываются.

Тем не менее, усиление контроля Вашингтона над сделками с РФ грозит в перспективе снизить импорт российской нефти в Индию — выражает надежду агентство Reuters, подкрепляя ее ссылкой на некие источники, знакомые с ситуацией, но пожелавшие остаться анонимными.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков советует не торопиться с окончательными выводами, а подождать и при этом последить за реальными передвижениями танкеров: 

— Ведь не совсем понятно: если это произошло еще феврале, и все было нормально, то почему теперь Индия отказывается от танкеров? Мне кажется, что она сама может поставить на паузу прямой контакт с «Совкомфлотом» и дожидаться разъяснений: что можно делать с танкерами этой организации, а чего нельзя.

Обычно американские регуляторы такие разъяснения выпускают по прошествии определенного времени после принятия санкций. Более того, за консультациями к регулятору могут обратиться те же индийские компании и вообще все.

«СП»: 23 февраля опубликован новый санкционный пакет США, в который вошли шесть публичных компаний, включая «Совкомфлот».

— Вообще-то Индия не особо контактирует с самим «Совкомфлотом». Собственниками нефти индийские компании становятся только после отгрузки в порту. В статье же написано, что «нефтепереработчики не хотят контактировать». Но вообще-то они к перевозчику никаким боком не относятся.

Пока нефть в танкере, ею владеет трейдер и он платит перевозчику, а не индийские компании. Индия как раз и характерна тем, что с ней договорились о смене собственника товара после отгрузки в порту. Как правило, даже между портом и судовладельцем взаиморасчетов не происходит. И санкции направлены не на нефть, а на суда. А говорится про нефть.

«СП»: Что ж, давайте дождемся разъяснений: на сколько и кому конкретно запрещены контакты с «Совкомфлотом» насчет нефти. Интересно, а почему ничего не пишут про российский СПГ?

— Напомню, что именно «Совкомфлоту» принадлежит крупнейший газовоз «Кристоф де Маржери». Он-то ходит в Европу, и никто там не отказывается его принимать. Почему-то в нефти проблема обнаружилась, а в перевозке сжиженного газа — нет.

Супертанкеры в основном эксплуатируются на Западе, у «Совкомфлота» своих таких не было. Сейчас лучше возить на дальние расстояния нефть и газ большими танкерами. У «Совкомфлота» же имелись небольшие «челноки»: загрузился в порту, вышел в море и там перегрузился. Доставку в Индию как раз осуществляли большие суда теневого флота.

«СП»: Если суда «Совкомфлот» квалифицируют как токсичные, то что будет?

— Они, скорее всего, просто перейдут на работу в Китай, где по большей части и задействованы. До Индии они вообще редко доходили.

Либо «Совкомфлот» продаст свои суда каким-то третьим компаниям. Но в основном этот перевозчик с 2022 года специализируется на том, что забирает российскую нефть из отечественного порта и, вывезя ее в море, перегружает с борта на борт. Ведь все российские компании на Дальнем Востоке, с точки зрения страховых компаний, получили статус чуть ли не ходящих в зоне боевых действий. Даже судам теневого флота стало дорого заходить в российский порт под погрузку.

«СП»: Может, американское агентство просто занимается пропагандой?

— И Bloomberg, и Reuters неоднократно попадались на том, что занимаются откровенной пропагандой. То пишут про нашу страну, что «Россия не может продать свою нефть, индийский рынок закрывается», то про Китай, что «его экономика — это мыльный пузырь, который вот-вот лопнет».

А между тем экономика КНР показывает рост. Китай по-прежнему локомотив мирового развития.

Эти агентства кое-где дают объективную информацию, но интерпретируют ее по-своему. Однако чаще все подтасовывается. И на этот раз пишут среди прочего про нефть марки «Сокол», что ее в Индии «никто не берет, ее некуда девать».

Тем не мнее, Китай спокойно взял эту нефть, для него она и предназначалась. А Индия брала «Юралс», как и Япония с Южной Кореей. А с «Соколом» у Индии не было проблем, потому что этот сорт целиком ушел в Китай. Так что Reuters опять передергивает, давая интерпретацию, выгодную западным странам.

Танкеры «Совкомфлота» и так не ходили в Индию, Reuters пишет об этом как о победе: «от них отказываются из-за санкций!» Теперь, мол, русским «придется искать другие танкеры». Но ведь на этих «других» как раз в Индию нашу нефть доставляют — чем дальше расстояние, тем крупнее танкер. Он идет до Индии с очень большим плечом из Приморска на Балтике или Новороссийска, напоминает эксперт…

Бойкот российской нефти может обернуться огромными убытками для самой Индии. Импорт дешевого сырья из РФ давал прибыль и рост экономике страны. Если же Индия понадеется на закупки американского сырья, то цены на него скоро станут непосильными для ее огромной, но хрупкой экономики.

Автор: Юрий Енцов

Источник: Свободная пресса, 22.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики