Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что даст России соединение газотранспортных систем востока страны

Что даст России соединение газотранспортных систем востока страны

В России начаты работы по соединению газотранспортных систем (ГТС) Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об этом сообщил "Газпром".

Первый этап проекта предусматривает соединение действующих газопроводов "Сила Сибири" и "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Для этого в 2024 году начато строительство участка Белогорск - Хабаровск "Восточной системы газоснабжения". Его протяженность составит более 800 километров.

Отечественная ГТС фактически состоит из трех изолированных сегментов - западного (поставки по которому до недавнего времени обеспечивали газоснабжение Европы), восточносибирского ("Сила Сибири") и дальневосточного (газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток"), поясняет доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Стоит задача соединить все в единую систему. Помимо соединения ГТС Восточной Сибири и Дальнего Востока предусматривается перемычка между будущим маршрутом "Силы Сибири-2", идущего с месторождений Западной Сибири, и уже действующим трубопроводом "Силы Сибири".

Объединение газотранспортной системы на востоке России повысит надежность экспортных поставок нашего газа в Китай

Ресурсной базой газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" являются месторождения шельфа Охотского моря. Этот газопровод пока имеет внутрироссийское значение, поставляя сахалинский газ в Хабаровский и Приморский края. Мощность газопровода 5,5 млрд кубометров в год должна вырасти до 10 млрд кубометров для внутреннего рынка. Кроме того, от него же планируется сделать экспортный отвод в Китай, так называемый Дальневосточный маршрут, мощностью еще на 10 млрд кубометров. 

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, объединение газотранспортной системы на востоке страны сделает ее более гибкой, надежной и эффективной. Разумеется, это позволит газифицировать населенные пункты, расположенные неподалеку от прохождения трассы нового газопровода, а также диверсифицировать источники экспортных поставок, сделать их более надежными как для поставщика, так и для импортера.

Как отмечает директор по исследованиям "Имплемента" Мария Белова, экспорт по Дальневосточному маршруту должен начаться в ближайшие годы, однако Сахалинский кластер является потенциально дефицитным с точки зрения газа. Основная причина этого связана с отсутствием ясности по срокам запуска Южно-Киринского газоконденсатного месторождения, которое попало под адресные санкции США еще в 2015 году. Таким образом перемычка между "Силой Сибири" и газопроводом "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" призвана решить вопрос с газом для выполнения обязательств перед китайской стороной при поставках по Дальневосточному маршруту. 

Это морское месторождение, запасы которого оцениваются в 814,5 млрд кубометров газа. Проектная мощность добычи - 21 млрд кубометров газа в год. Ввод месторождения в эксплуатацию несколько раз переносился. Ранее планировалось, что газ с месторождения пойдет для обеспечения третьей линии завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) "Сахалин-2", которая еще не построена. Теперь же запуск месторождения привязали к поставкам в Китай по Дальневосточному маршруту.

Из-за санкций США стала невозможна поставка в Россию подводных добычных комплексов, необходимых для разработки месторождения, поясняет Андрианов. Южно-Киринское все равно осваивается, начало добычи запланировано на 2025 год. Но страховка за счет других месторождений и регионов, безусловно, нужна, считает эксперт.

Сейчас по "Силе Сибири" отправляет газ на экспорт в Китай с Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского месторождения в Иркутской области. Андрианов отмечает, что неоднократно поднимался вопрос о вовлечении в разработку более мелких месторождений, лежащих вблизи от трассы "Силы Сибири". Перспективы данных проектов ограничены в частности объемом контрактов с китайской стороной, но при наличии альтернативных источников поставок они могли бы "подстраховать" дальневосточные проекты. То есть в данном случае речь идет не об увеличении общего экспорта в Китай (по сравнению с ранее оговоренными объемами), а скорее о повышении его надежности и гибкости с точки зрения ресурсной базы.

Что касается газификации, то, как объясняет Белова, соединение сибирской и дальневосточной газотранспортных систем поможет обеспечить подключение к трубе жителей либо вообще не газифицированных регионов, либо регионов с низким (по сравнению со среднероссийским) уровнем газификации. Это и Якутия, и Красноярский край, Иркутская область и Еврейская автономная область, а также Камчатский и Хабаровский края.

Не раз говорилось о том, что "Сила Сибири" должна стать драйвером экономического развития восточных регионов, но пока этого не произошло - уровень газификации в ряде субъектов РФ оставляет желать лучшего, считает Андрианов. На фоне обвала поставок российского газа в Европу можно подумать об увеличении внутреннего потребления, и сооружение упомянутой перемычки - один из шагов на этом пути, уточняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 25.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики