Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

Украинские атаки на российскую топливную инфраструктуру привели к сокращению производства нефтепродуктов в нашей стране. Росстат оценивает недельный спад производства в 7%, а годовой – вдвое больше. Розничные цены на бензин в РФ пока остаются стабильными. Однако оптовые стремительно растут. Чиновники уверяют, что дефицит топлива внутреннему рынку не грозит. Однако эксперты полагают, что продолжение атак на нефтеперегонные заводы (НПЗ) может привести к нехватке бензина и к необходимости его импорта. В Минэнерго в четверг сообщили, что ситуация на топливном рынке успокаивается, а запасы по бензинам держатся на уровне выше прошлых лет.

Несмотря на непростой фон на российском топливном рынке, президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Игорь Артемьев уверяет, что предпосылок для быстрого роста биржевых цен на бензин нет. «По бензину, который мало экспортируется, был введен запрет на экспорт. Это решение, как в шахматах бывает, стало ходом, который партию решает. Поэтому никаких предпосылок для какого-то стремительного роста цен я сейчас не ожидаю», – рассказал Артемьев. По его словам, в России наблюдается профицит по производству дизеля, а экспорт бензина сократился. В связи с этим он предлагает перенаправить ключевым потребителям излишки и не поставленные за рубеж объемы топлива.

«Несмотря на аварии на заводах, выведение в ремонт, правительство смогло принять нужные оперативные меры. С точки зрения логистики история существенным образом улучшилась, заводы получили задание загрузить свои мощности максимально, и компании всерьез занялись этим», – отметил глава биржи. По его словам, сейчас российские профильные компании выполняют, а некоторые из них даже перевыполняют нормативы по продаже топлива на бирже.

По оценкам СПбМТСБ, на ее площадке продается каждая четвертая тонна произведенного в России топлива, то есть около 25%. Тем не менее объем предложения на биржевых торгах нужно и дальше увеличивать, создавая более глубокий резерв, считает президент СПбМТСБ. «Рост цены на бирже – это опасная история, и нельзя ее допускать, потому что это касается всей промышленности, а затем и потребителей продукции этой промышленности: продуктов питания, предметов первой необходимости», – заключил Артемьев.

Запрет на экспорт бензина введен в России с 1 марта на полгода, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. Несмотря на это, цены на бензин на бирже в течение марта активно росли. Только с 11 по 22 марта, как сообщается, биржевые цены на бензин и дизель выросли на 10–15%. Однако с понедельника стоимость этих видов топлива начала снижаться.

Причиной роста стали в том числе и украинские атаки на российские НПЗ. С начала 2024 года беспилотные летательные аппараты (БПЛА) совершили не менее 10 атак на предприятия по переработке, хранению и транспортировке российских нефтепродуктов. О внеплановом ремонте сообщили на Волгоградском и Туапсинском заводах, о повреждениях сообщали на Нижегородском, Рязанском, Славянском и Куйбышевском заводах. Сообщалось о приостановке работы Новошахтинского НПЗ. И производство топлива в РФ снижается. Агентство Bloomberg со ссылкой на данные JP Morgan Chase и Gunvor сообщало, что из-за атак беспилотников по НПЗ в России переработка сократилась на 600–900 тыс. барр. в сутки.

По данным Росстата, объем производства бензина в России на неделе с 18 по 24 марта 2024 года снизился на 7,4% по сравнению с предыдущей неделей и составил 754,6 тыс. т. В годовом выражении (к неделе с 20 по 26 марта 2023 года) снижение превысило 14%. Тогда было произведено 880 тыс. т бензина. В свою очередь, выпуск дизеля на прошлой неделе марта вырос на 0,6%, до 1,648 млн т. Годом ранее – 1,769 млн т.

В феврале производство автомобильного бензина в феврале составило 3,7 млн т. Это почти на 5% меньше, чем в январе, но на 4,4% больше, чем в феврале 2023-го. Всего за первые два месяца 2024 года произведено 7,5 млн т автомобильного бензина, что на 2,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Розничные цены на топливо при этом остаются стабильными. В феврале потребительские цены на бензин не изменились по сравнению с январем.

При этом в регионах ситуация неоднородна. Как сообщают в Росстате, в 31 субъекте РФ цены на бензин в феврале повышались и только в 11 регионах снижались. Тем не менее потребительские цены на бензин сейчас в 2,8 раза выше цены производителей. По данным Росстата, цены производителей на бензин в феврале выросли к январю на 12,2%. В годовом выражении рост превысил 51%.

Власти уверяют, что на внутреннем рынке нет дефицита топлива. В Минэнерго сообщали, что объем поставок бензина и дизельного топлива в марте на внутренний рынок по отношению к февралю 2024 года вырос на 13 тыс. т в сутки и 15,5 тыс. т в сутки соответственно. «Запасы топлива остаются высокими – 1,9 млн т по бензину и 3,4 млн т по дизельному топливу», – подчеркивали в ведомстве.

Однако агентство Reuters со ссылкой на источники в промышленности и торговле сообщает, что в марте Россия увеличила импорт бензина из соседней Белоруссии. Так, в первой половине марта импорт бензина из соседней страны достиг почти 3 тыс. т. В феврале Россия импортировала 590 т, а в январе поставок из Белоруссии не было, указывает Reuters. Агентство полагает, что поставки были увеличены для того, чтобы справиться с риском дефицита на внутреннем рынке из-за внеплановых ремонтов на российских НПЗ после атак дронов.

Проблемы с НПЗ заставляют и чиновников, и самих предпринимателей искать способы защиты инфраструктуры и преодоления спада производства. Глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов на прошлой неделе заявлял о том, что обсуждается возможность увеличения производства топлива на НПЗ, где оно не было остановлено, и также возможна корректировка графика плановых ремонтов. «Есть потенциал увеличения выпуска топлива на НПЗ, где не было остановлено производство. Обсуждаем с предприятиями корректировку графика плановых ремонтов на НПЗ в связи с инцидентами на ряде заводов. Дополнительные меры для стабильного топливообеспечения связаны в том числе с увеличением выпуска моторного топлива и со снятием логистических ограничений», – перечислил он. Шульгинов оценивал, что объем нефтепереработки в России сохраняется на уровне, близком к прошлому году – 275 млн т.

В свою очередь, на круглом столе в Совете Федерации (СФ) чиновники обсуждали возможности для создания системы защиты НПЗ. Директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Артем Верхов тогда сообщал, что Минэнерго совместно с Росгвардией разрабатывает меры безопасности для нефтеперерабатывающих заводов. «Вопрос безопасности, конечно, обсуждается, работа ведется. И есть законодательная инициатива наших коллег. Насколько я понимаю, мы можем в случае выхода какого-то оборудования из строя всегда перенаправить потоки топлива», – заметил он.

По его словам, обсуждается установка систем защиты типа «Панциря» для НПЗ. Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» предназначен для защиты малоразмерных объектов от средств воздушного нападения, как пилотируемых, так и беспилотных. Кроме того, комплекс способен вести борьбу с легкобронированными наземными целями, а также живой силой противника.

По мнению экспертов, продолжение атак на НПЗ негативно скажется на уровне нефтепереработки в РФ. Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков считает, что установка «Панцирей» – это монополия армии. «И здесь нефтяные компании могут только неформально как-то договориться с вооруженными силами. Нанять армию для того, чтобы они защищали вас «Панцирями», официально нельзя, но государство тоже понимает, что это важный промышленный объект», – цитирует Юшкова BusinessFM.

По словам замглавы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, эффективно защитить крупные НПЗ можно только совместными действиями собственников НПЗ и Минобороны, поскольку даже частные военные компании обладают узким набором оружия, способным бороться с беспилотными устройствами. По его расчетам, пострадавшие от налетов НПЗ производили суммарно порядка 35 млн т бензина и дизельного топлива. И если дизельное топливо как экспортный продукт сейчас производится с профицитом, то ресурсы по выпуску бензина ограничены, цитирует его издание «Энергетическая политика».

Как считает аналитик «Финам» Сергей Кауфман, сейчас рынок находится на грани дефицита, и повреждение еще одного-двух НПЗ может вынудить российских нефтяников, например, импортировать бензин из Белоруссии, чтобы обеспечить топливом внутренний рынок. В марте уже наблюдался пока незначительный, но рост импорта из Белоруссии, напоминает он. Рост розничных цен, по его мнению, сдерживает правительственный запрет на экспорт бензина. Кроме того, пока что не начался сезон высокого спроса, что также ограничивает потенциал роста цен, добавляет аналитик.

Пока угрозы дефицита топлива на внутреннем рынке России мы не видим, но теоретически она может наступить в случае снижения объемов производства примерно на 30%, а также в случае отмены демпферных выплат НПЗ и запрета экспорта нефтепродуктов из страны, полагает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

«Рост цен на топливо в рознице ограничен инфляцией, помимо этого розница на контроле, так как выступает социально важным фактором. Но рост оптовых цен розница долго не сможет игнорировать. Рано или поздно рост оптовых цен перенесется на розницу. Сейчас спрос в рознице не на высоком уровне. Но переход к летнему сезону повысит спрос, и соответственно розничные цены на это будут реагировать», – предполагает доцент РЭУ им. Плеханова Аяз Алиев.

Автор: Ольга Соловьёва

Источник: НГ, 28.03.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики