Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мощности производства бензина возвращаются в строй после атак беспилотников

Мощности производства бензина возвращаются в строй после атак беспилотников

Более 25% мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), пострадавших от налетов беспилотников (БПЛА), возобновили работу после ремонтов. Такие данные приводит Reuters со ссылкой на собственные расчеты и источники.

В сообщении агентства говорится, что возобновили работу две установки первичной переработки нефти на Рязанском НПЗ, атакованном БПЛА 13 марта, а также установки на НПЗ в Куйбышеве и Сызрани, получившие повреждения в ночь с 15 на 16 марта. То есть на их ремонт понадобился месяц. Пострадавшие от БПЛА мощности первичной переработки нефти в нашей стране, по оценке Reuters, сократились с приблизительно 900 тыс. баррелей в сутки до 660 тыс. баррелей в сутки.

По словам эксперта и руководителя аналитического центра "Яков и Партнеры" Геннадия Масакова, в 2024 году было совершено 15 атак беспилотников по 13 НПЗ на территории России. Серьезные повреждения понесли семь, среди них заводы в Рязани и Сызрани.

Известно, что также из этой семерки закончен ремонт на Волгоградском НПЗ. То есть остаются в ремонте еще четыре НПЗ из наиболее пострадавших от атак беспилотников. Сезон растущего спроса на бензин начинается в мае-июне и достигает своего пика в июле-августе. Поэтому наиболее оптимальным стало бы завершение всех ремонтов на НПЗ к началу лета. 

Причем, как отметил в беседе с "РГ" начальник аналитического отдела ИК "Риком-Траст" Олег Абелев, не у всех НПЗ сезонный спрос одинаково высокий, они имеют специализацию, одни выпускают продукты легких фракций, другие - тяжелых, и на всю эту продукцию есть свой сезонный спрос. На основе открытых источников данных мы знаем, что устранение большинства дефектов, вызванных БПЛА, потребует одного-двух кварталов.

В сезон отпусков больше всего растет спрос на бензин. Поэтому наиболее важным становится выход после ремонта Нижегородского НПЗ (НОРСИ), на который приходится до 8% всего производства этого вида топлива в стране, поясняет глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Эксперт подчеркивает, что проблемы у НОРСИ начались до налетов БПЛА и были связаны с ремонтом одной из двух установок каталитического крекинга, вышедшей из строя еще в прошлом году. Комплектующие для нее было возможно заказать только в недружественных странах - Франции, Германии, Италии. И такие же трудности могут возникнуть у любого российского НПЗ, поскольку все они работают на европейском оборудовании.

А ведь помимо внеплановых ремонтов есть еще и плановые остановки производства на профилактику, которые могут удлиниться из-за недоступности каких-то запчастей. В минэнерго на запрос "РГ" о графике выхода НПЗ на плановые ремонты не ответили. Но, как отмечает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, всю жизнь у нас ремонты НПЗ были не только до начала сезона роста, но и во время него. Но минэнерго держит ситуацию на контроле, и часть запланированных ремонтов может быть перенесена.

Сроки плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов не будут удлиняться, неопределенность возникает с внеплановыми работами

Сказанное, впрочем, не отменяет проблем с комплектующими. Но, по мнению эксперта ИРТТЭК Елены Зотовой, сроки плановых ремонтов не будут удлиняться, неопределенность возникает с внеплановыми работами, когда компания вынуждена срочно искать то или иное оборудование и комплектующие. Санкции против российского ТЭК, в том числе и запрет на поставку западного оборудования, действуют уже около десяти лет, и за это время компании нашли способ справляться с обслуживанием НПЗ и продолжать их модернизацию, в том числе посредством сотрудничества с компаниями из дружественных стран и с помощью отечественных производителей. Российская сервисная и машиностроительная отрасль заметно выросла за последние годы, и отечественные предприятия сегодня готовы оказать нефтяникам помощь при фарс-мажорных ситуациях.

С этим согласен Гусев, который отмечает, что со всех сторон есть определенные подстраховки: технологические, технические, регламентные. Делаются дополнительные запасы топлива, биржевые цены снижаются, причин для беспокойства пока нет, считает эксперт.

Симонов также отмечает, что кризиса на топливном рынке не предвидится, более того, производство бензина уже сейчас может показать рост, а к июню все незапланированные ремонты на НПЗ должны завершиться. Но в отношении иностранных комплектующих для НПЗ эксперт менее оптимистичен.

Понятно, что оборудование в Европе для НПЗ было дешевле, чем если бы его производили в России, но озаботиться собственным производством комплектующих для таких стратегически важных объектов, как НПЗ, стоило бы раньше, считает эксперт.

Теперь остается только покупать аналоги в Китае и "докручивать" их здесь, поскольку они не подходят под европейские установки, или заниматься параллельным импортом. Но здесь сразу возникают вопросы - поскольку это не автомобиль, оборудование штучное. Да и расходы из-за этого возрастают, уточняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 16.04.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики