Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина официально отказала Словакии: импортируйте «правильную нефть», Брюссель — за

Украина официально отказала Словакии: импортируйте «правильную нефть», Брюссель — за

Премьер-министр Украины сообщил о том, что киевский режим не будет возобновлять транзит нефти «Лукойла» в Словакию и Венгрию. В Киеве считают, что странам пора переходить на «правильную» нефть. Брюссель поддерживает решение властей Украины, добавил глава украинского правительства. Эксперты считают, что у двух стран есть варианты обхода санкций, но сам вопрос стал принципиальным.

Отмена санкций против «Лукойла» не является предметом обсуждения. Об этом сообщил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль по результатам разговоров с премьер-министром Словакии Робертом Фицо.

«Что важно понимать. Первое. Украина настаивала и продолжает настаивать на необходимости максимального отказа от российской нефти… Второе. Украина остается надежным транзитером для всех стран, которые ценят свободу и верховенство права. Мы безоговорочно выполняем Соглашение об ассоциации с ЕС. Так будет и дальше. Третье. Санкции, введенные СНБО Украины, не представляют угрозы энергетической безопасности Словакии и Европы в целом, именно поэтому их отмена не является предметом обсуждения. Следовательно, имеем полное понимание Брюсселя в этом вопросе», — написал в телеграм-канале Денис Шмыгаль.

При этом украинский премьер заметил, что в Киеве не ожидают шантажа или угроз со стороны Словакии.

«Договорились об очередной межправительственной встрече в октябре, где продолжим наш конструктивный, прагматичный диалог», — говорится в сообщении украинского премьера.

Накануне глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что санкции к «Лукойлу» придумали в Брюсселе, а не в Киеве.

«Еврокомиссия и лично Урсула фон дер Ляйен должны немедленно ответить, они ли дали указание Киеву блокировать поставки нефти. И если нет, то почему Еврокомиссия не предприняла никаких действий в течение недели?» — задался вопросом министр.

Еще раньше потакание Украине заметили эксперты.

«Пока мы не видим, чтобы кто-то хотел идти на компромисс. Возможно, Украине придало сил решение стран Евросоюза (об отказе в немедленной реакции на действия Украины. — EADaily). Но тут Евросоюз решил наказать Венгрию за слишком самостоятельную политику, по мнению Брюсселя», — говорил EADaily ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Он отмечал, что в реальности выходы из ситуации есть: можно подписать допсоглашение к контракту и перенести сдачу-прием нефти от «Лукойла» на российско-белорусскую или белорусско-украинскую границу, чтобы через Украину уже шла нефть, которая принадлежит венгерской компании.

«Поэтому варианты есть. Другое дело, что Венгрия (и Словакия) воспринимает это как политический жест со стороны Украины, которая пытается показать, что у нее есть инструменты удара по Венгрии, если та будет вести свою независимую политику, включая мирные инициативы», — говорил эксперт.

Как сообщало EADaily, с 5 декабря 2023 года ЕС запретил импорт российской нефти морем, но дал исключения для поставок по нефтепроводу «Дружба». По северной ветке Германия и Польша сами отказались продолжать импорт, а Венгрия, Словакия и Чехия продолжают получать сырье из России. В Словакии и Венгрии доля поставок «Лукойла» превышает 40%. Для НПЗ обеих стран ее получает венгерская MOL. По долгосрочному контракту до конца 2024 года компания получает около 4 млн тонн от «Лукойла» ежегодно, по данным «Коммерсанта».

Власти двух стран возмущены поведением Украины, так как являются крупнейшими поставщиками электроэнергии в страну и экспортируют туда часть нефтепродуктов, которые производят на НПЗ Венгрии и Словакии.

В «Нафтогазе Украины» заявляли, что транзит нефти осуществляется в прежнем объеме. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто подтверждал это, уточняя, что найдено временное решение, которое не может быть даже среднесрочным. В Будапеште заявили, что оно работает до сентября, после чего страна может увидеть дефицит нефти для НПЗ.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что НПЗ «Словнафт» остановит поставки на Украину дизельного топлива, которым пользуются и ВСУ, если вопрос с транзитом нефти «Лукойла» не решат в ближайшее время.

Источник: EADaily, 31.07.2024


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики