Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкционный зуд

Санкционный зуд

Новые санкции ЕС не столько вредят российской экономике, сколько разрушают представление о Европе как о надежном правовом пространстве

Итак, санкционная картина на ближайшие недели прояснилась. ЕС все же принял 17 пакет санкций и тут же сел готовить 18-ый. Новые санкции ввела и Британия (хотя предыдущие были подписаны совсем недавно, буквально 9 мая. Дата, понятно, тоже выбрана была не случайно). А вот 47й президент Соединенных Штатов, Дональд Трамп (на фото), наоборот, заявил, что не хочет ломать начавшийся переговорный процесс и санкции пока отложит. Хотя санкционный пакет уже лежит в конгрессе. Кроме того, США пока заблокировали снижение «потолка цен» (price cap). Эта санкция вводилась странами G7, и без США также принята не может (принцип потолка цен запрещает компаниям, признающим санкции G7, оказывать услуги по перевозке морским путем российской нефти при цене отгрузки в российском порту выше 60 долларов).

На самом деле это очень четко расставляет акценты в позиции Запада, который у нас еще недавно любили называть «коллективным». И который, как мы видим, таковым быть перестал. Трамп хочет мира. И введет новые санкции, если посчитает усилия России в этом направлении недостаточными. А вот Европа, увы, хочет войны. Потому что немедленное прекращение боевых действий без внятных системных договоренностей, решающих базовые противоречия сторон (а это основные требование ЕС к России) – это просто откладывание новой войны на ближайшее будущее. Более того, концепция превращения ЕС из «цветущего сада» в «стального дикобраза» предполагает, что в следующий военный конфликт уже может быть втянута и сама Европа.

Но фокус внимания данной статьи все же будет обращен на другой вопрос. А насколько эффективны средства экономического наказания России? Есть ли у Европы такие новые санкционные инструменты, чтобы заставить Москву принять политические условия Брюсселя?

Новые европейские санкции действуют только на территории ЕС, а так называемый «теневой флот» вполне может работать и без европейской поддержки…

17 пакет, который презентуется европейскими политиками едва ли не как самый масштабный, наглядно показывает, что с «экономическим оружием» у ЕС возникают проблемы. Да, новые санкции создадут определенные сложности для российских компаний. Как скажут экономисты, они увеличат их трансакционные издержки. Однако они не создадут таких трудностей для российской экономики, которые стали бы причиной для изменения политической позиции Москвы. А ведь именно это декларируется как главная задача санкционных действий. Энергетический сектор (а на него направлен основной санкционный удар) данный тип санкций научился преодолевать.

Основой акцент уже давно ЕС делает на так называемом «теневом флоте». В 17-й пакет санкций Евросоюза против России включены еще 189 судов. С одной стороны, это очень много. В прошлый раз, 24 февраля 2025 года, ЕС в рамках 16 пакета включил в санкционный список лишь 74 судна. И тогда общее число судов, подпадающих под санкции ЕС, составило 153. Так что теперь ЕС более чем в два раза расширил число подсанкционных судов (в основном это именно нефтяные танкеры). С другой стороны, особого эффекта на объем перевозок нефти эти не окажет.

Дело в том, что санкции ЕС запрещают подсанкционным судам заходить в порты ЕС и получать от европейских компаний определенный спектр услуг (например, ремонтных). Важный момент – европейские санкции распространяются только на ЕС. Однако «теневой флот» вполне может функционировать и без помощи европейцев. Что доказано практикой последних лет. Тем более что большинство судов, внесенных в санкционные списки ЕС, уже были включены в блокирующие листы либо Великобритании, либо США. Так что самые громкие санкции ударят мимо цели.

Падение на 10,3% (январь-апрель 2025 года) чистых нефтегазовых доходов, поступивших в бюджет Российской Федерации, связано не с санкциями, а с общим снижением мировых цен на углеводороды.

Американские санкции более жесткие, так как они носят трансграничный характер (отдельный вопрос, на каком основании США пытаются распространить свое право на остальной мир). Но даже они не вполне работают в отношении теневого флота. Нефть перегружается с судна на судно, сами суда меняют флаги и реестры. Очень показательна история с доставкой нефти в Индию. В марте 2025 года несколько партий российской нефти были выгружены в портах Нью-Мангалор и Парадип. Суда, осуществлявшие поставки «последней мили», не были внесены в санкционный список США. Однако на начальном этапе пути грузы были доставлены на плавучее хранилище в Мурманске танкерами-челноками, все из которых были санкционированы Вашингтоном. И Минфин США никак не наказал индийские компании.

В санкционные листы ЕС вошло также 75 физических и юридических лиц. В их число впервые попала вертикально-интегрированная нефтяная компания – «Сургутнефтегаз». Однако 10 января 2025 года «Сургутнефтегаз» уже попал в SDN-листы Минфина США. Под санкции ЕС попала и еще одна страховая компания – ВСК. Но и это не будет иметь эффекта.

Главная изначальная ошибка ЕС в том, что он был уверен, что без его рынка российская нефть и дизель никому в мире не нужны. А без помощи европейских фирм российские нефтяные гиганты вообще не способны торговать нефтью. Я лично прекрасно помню алармистские прогнозы после введения эмбарго 5 декабря 2022 года – российский нефтяной экспорт якобы должен был схлопнуться на 50% буквально через месяц другой. Да, российские компании продолжат давать скидки своим клиентам. Да, транспортное плечо в Индию длиннее чем в Европу, и зарабатываем мы на таком экспорте меньше. Но и российские нефтяные компании, и страна не остались без нефтяных доходов.

Собственно, статистика Минфина наглядно об этом говорит. За первые четыре месяца 2025 года чистые рентные сборы в бюджет РФ с нефтегазового комплекса упали на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это, кстати, было вызвано не санкциями, а общим падением мировых цен. Однако все равно результат 2025 года оказался третьим за всю историю наблюдений (после 2022 и 2024 годов). И это при том, что 10 января 2025 года очень масштабные санкции ввели США («дембельский аккорд» Байдена).

После них, кстати. тоже были прогнозы, что нефтяной морской экспорт из РФ обвалится (а американские санкции носят трансграничный характер, и в этом плане опаснее европейских). Однако давайте обратимся к статистике морских отгрузок нефти из России, которую ведет Bloomberg. Средний уровень экспорта сырой нефти морем за последние четыре недели в самом конце 2024 года составил 2,9 млн баррелей в сутки. А в середине мая – 3,4 млн баррелей в сутки. Так что санкции США от 10 января 2025 года не смогли снизить объем морских перевозок нефти из России.

С санкциями ЕС будет абсолютно тоже самое. И еще одна цифра. В декабре 2024 года, до последних санкций США от 10 января 2025 года, разница в ценах на Dated Brent и Urals FOB в Приморске составляла 13 долларов за баррель. А в апреле 2025 года – $14,68 за баррель. Да, рост дисконтов есть, но не носит критического характера. И вызван он именно американскими, а не европейскими санкциями. Причем в апреле дисконт сократился по сравнению с февралем-мартом. Это также говорит о том, что российские нефтяники быстро адаптируются к «танкерным» санкциям.

Европа, да и США, были уверены, что российские компании самостоятельно вообще не способны продать нефть. Дело в том, что долгие годы российские компании убеждали в том, что если у вас есть страховщик из Лондона, судовладелец из Греции, трейдер из Швейцарии, то самим заниматься продажей нефти и не нужно. Достаньте ее из земли и довезите до порта, дальше за вас все сделают улыбчивые европейцы.

Справедливости ради, многие российские нефтяники убедили себя в том, что схема эта вполне рабочая. Однако нефтяное эмбарго Европы и санкции заставили изменить подход. И оказалось, что продажа нефти – вполне посильная. Даже если ты под санкциями. Если есть востребованный товар, он найдет выход на рынки. Уже хрестоматийная история – завоевание рынка Индии. Российской нефти не было на нем до 2022 года (продавались единичные партии). А по итогам 2024 года доля российской нефти в импорте Индии составила 36%. И продают нефть туда новые трейдеры, созданные российскими вертикально-интегрированными компаниями.

Европейцы жалуются, что создаются новые неизвестные торговые структуры в Дубае или Гонконге. Так, после введения 10 января 2025 года американских санкций на рынке сазу же появились новые трейдеры (западная пресса, например, называет новые торговые компании из Дубая – L-Oil и Sccton), которые успешно предлагают российские грузы покупателям. Но вы же сами годами говорили о том, что рынок не задушить глупыми регуляторными решениями. Да, трейдинг уходит в серую зону – но это прямое следствие санкционных ограничений. Прозрачность рынка нефти разрушают именно западные санкции.

Понимая, что санкции не наносят российской экономике желаемого европейцами ущерба, ЕС готов идти дальше. Это прежде всего касается тематики перекрытия Датских проливов и ужесточения борьбы с теневым флотом в акватории Балтийского моря. Страны Европы угрожают использовать силу для принудительной остановки танкеров с российской нефтью и нефтепродуктами на Балтике. И первые прецеденты уже есть.

 

Захват судов или намеренное отклонение их курса квалифицируется международным правом как пиратство.

26 декабря 2024 года финские пограничники захватили танкер Eagle S, который следовал из Петербурга в Египет. В январе 2025 года Германия задержала танкер Eventin, который вышел из российского порта Усть-Луга с грузом нефти и направлялся в Египет. В апреле 2025 года силы обороны Эстонии задержали танкер Kiwala, который направлялся в Усть-Лугу. Наконец, последняя (видимо, только пока) история: во время прохода по Финскому заливу 14 мая танкер Jaguar попытались принудительно вывести из нейтральных вод и арестовать эстонские военные.

Действия Дании, Германии, Финляндии и Эстонии крайне сомнительны с точки зрения международного права, ведь базовые договоры в этой области как раз утверждают свободу прохода судов через воды, которые считаются международными. Узкие проливы не являются полноценными территориальными водами суверенных государств (это международные воды, которые частично перекрываются территориальными водами). Страны ЕС пытается заявить, что нахождение подсанкционных судов в их исключительной экономической зоне (322 км от берега) запрещено.

Однако ИЭЗ – это вовсе не территориальные воды, так что это не часть страны, и так не действует ее юрисдикция. А захват судов или умышленное изменение их курсов трактуется международным правом как пиратство. Чем, собственно, Эстония и занималась в случае с судном Jaguar – оно не находилось в территориальных водах Эстонии. Судно Jaguar в итоге было отбито российским истребителем Су-35. Но он, по сути, предотвращал акт пиратства в международных водах. Кроме того, Россия задержала вышедший из эстонского порта Силламяэ в Роттердам танкер Green Admire. Оно шло под флагом Либерии и принадлежит греческой компании Aegean Shipping. Но происходило это в территориальных водах России. Что принципиально отличают ту историю от кейса с Jaguar. Россия вынуждена выставлять «ребро жесткости», соблюдая при этом букву морского права. И не она начала «танкерную войну».

Так что вопрос не только в том, что действия Европы резко повышают вероятность военного конфликта в Балтийском море. ЕС отказывается соблюдать Конвенцию ООН от 1982 года. Разрушая тем самым международное морское право. И это крайне опасная тенденция.

Удивительно и печально наблюдать, как правовой нигилизм все сильнее охватывает Европу, которая гордится своими правовыми традициями и постоянно апеллирует к Римскому праву. Это видно и по действующим санкциям, и по санкциями потенциальным.

Главный риск для ЕС заключается в том, что он разрушает свою репутацию в глазах остального мира.

Так, 6 мая Еврокомиссия презентовала дорожную карту по отказу от российских энергоносителей. Согласно дорожной карте имплементации плана REPowerEU, расторжение долгосрочных контрактов европейских компаний с российскими поставщиками газа должно произойти максимум к концу 2027 года. Еврокомиссия говорит, что в июне представит компаниям из стран ЕС дополнительные документы своего авторства, ссылка на которые будет достаточным аргументом для объявления европейской компанией форс-мажора и легального отказа от исполнения контракта с российским коммерческим контрагентом. Это просто поразительно. Брюссель считает, что его политических решений достаточно, чтобы коммерческие компании не выполняли свои контракты. И это признавалось форс-мажором. О каком коммерческом праве тут вообще можно говорить? Более того, Европейская комиссия обсуждает введение нулевой импортной квоты на российский газ. И это тоже должно позволить европейским покупателям ссылаться на форс-мажор для расторжения соглашений с российскими поставщиками.

В России часто говорят о том, что санкции ЕС наносят больше вреда самим европейцам нежели россиянам. Приведу одну показательную свежую цифру. Возьмем свежую статистику Евростата о стоимости газа для домохозяйств Европы. Самый дешевый газ – в Венгрии, которая продолжает покупать российский газ. Во второй половине 2024 года газ для домохозяйств Венгрии стоил 4,72 евро за 100 киловатт. А вот в Италии, недавно сообщившей о полном отказе от российского газа, – эта цифра уже 16,49 евро за 100 киловатт. И это самый дорогой газ в ЕС (наряду со Швецией, которая гордится своим отказом от углеводородов и переходом на ВИЭ).

Но дело даже не в этом. Главный вопрос не в том, что санкции ЕС не наносят критического ущерба российской экономике, но ухудшают экономическое положение самой Европы. Опаснее другое. ЕС разрушает свою репутацию правового пространства, где надежно защищены интересы компаний. С таким вольным подходом и к межударному, и к европейскому праву у ЕС может столкнуться с серьезными проблемами в отношениях с государствами Глобального Юга и Востока. Которые внимательно сморят на эти политически мотивированные юридические вольности.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Pluralia, 27.05.2026 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики